Нож "Лагиоль"
В каждой стране мира есть ножи, составляющие предмет национальной гордости. Очень часто такие ножи представляют собой непременный атрибут охотника. Во Франции одним из таких ножей является нож "лагиоль". О нем написано большое количество статей. Но все рав-но история его создания, окутанная многочисленными легендами, представляет собой загадку. Не меньшую загадку представляет собой ответ на другой вопрос: почему нож, появившийся в начале XIX века, по-прежнему пользуется популярностью у охотников XXI века.

Хотя "в те времена далекие, теперь почти былинные" контакты между различными ре-гионами, безусловно, существовали, тем не менее почти повсюду преобладали автаркические тенденции, тяга к удовлетворению хозяйственных потребностей за счет собственных сил. Это приводило к возникновению самобытности во всех сферах культуры, в том числе и культуры оружейной. Так, во многих исторических провинциях и районах Франции существовал свой собственный тип ножа: в Эльзасе - "массю", в Бресте - "донжон", в Шампани - "пьетен". Не-которые ножи получили свое название по названию департамента, где они преимущественно изготовлялись, например "аверон", или даже города - "орилак". Что касается ножа "лагиоль", то он получил свое название по наименованию небольшой деревушки, где он был впервые из-готовлен.

В начале XIX века в Руэрге, как и в других кантонах Франции, существовало несколько мастерских, где изготовлялись ножи. Одной из таких мастерских владел Пьер-Жан Кальмель, живший в небольшой деревушке Лагиоль.

Хотя в то время наиболее популярной моделью ножа была модель "совтер", следует от-метить, что, благодаря налаженным связям с Испанией, местные жители широко использовали в быту и испанские навахи. В 1829 году Пер-Жан Кальмель решил создать, взяв за основу на-ваху, новую модель складного ножа, которая, по его мнению, должна была иметь хороший сбыту местных покупателей - животноводов, птицеводов и охотников.

Форма клинка созданного Кальмелем ножа несколько напоминала клинки сент-этьеннских складных ножей. Для изготовления рукоятки использовались бычьи рога. В мате-риале для изготовления рукояток недостатка не было: тучные стада в превеликом множестве паслись на лугах, окружавших деревушку Обрак. (Говядина из Обрака всегда славилась не-превзойденным вкусом).

Конструкция ножа со временем совершенствовалась: в 1840 году в конструкцию ножа было добавлено шило, а в 1880 - штопор.

Вот уже сто семьдесят лет ножи "лагиоль" пользуются во Франции заслуженной извест-ностью и популярностью. Предлагаемый в настоящее время ассортимент ножей "лагиоль" столь же широк, как и прежде. В зависимости от личных предпочтений или потребностей по-купатель может выбрать нож с одним, двумя (клинок и шило) или тремя (клинок, шило и што-пор) лезвиями. Ручка может иметь одну (только впереди) или две (впереди и сзади) митры, из-готовленные из латуни, или вообще не иметь ни одной. Митра служит своеобразной визитной карточкой мастера, сделавшего нож.

Каковы плюсы и минусы каждого варианта? Нож без митры имеет наименьший вес, но в то же время характеризуется пониженной прочностью. две митры обеспечивают надежность и прочность, но за счет утяжеления ножа. Оптимальным вариантом принято считать конструк-цию с одной митрой.

Что касается материала для изготовления рукоятки, то, помимо традиционного бычьего рога, который смотрится очень эффектно, в настоящее время широко используются слоновая кость, рога оленя, различные сорта древесины (самшит, акация, оливковое дерево, черное де-рево). Если рукоятка изготовлена из бычьего рога, то на ней обязательно должна быть сделана надпись "Вырезано из рога". Отсутствие подобной надписи означает, что роговые накладки рукоятки были изготовлены из прессованной крошки. Роговые накладки из прессованной крошки имеют один весьма существенный недостаток: со временем они могут утрачивать приданную им форму.

Для изготовления клинков часто используется нержавеющая сталь 440. Но это далеко не лучший выбор. Клинок, изготовленный из этой стали, трудно заточить, и к тому же он плохо держит заточку. Сталь 440С обладает более высокими характеристиками, но стоимость клин-ка, изготовленного из стали этой марки, повышается весьма существенно. Лучшей альтерна-тивой так называемым "хирургическим сталям" для изготовления клинков ножей "лагиоль" являются углеродистые стали, которые легко затачиваются.

До недавнего времени практически все "лагиоли" изготовлялись в Тьере, но в 1985 году жители деревушки Обрак решили после пятидесятилетнего перерыва возобновить производ-ство ножей у себя. Ножи в Обраке начали собирать вручную из заготовок, изготовленных промышленным способом. Но спустя некоторое время несколько мастеров перестали удовле-творяться ролью ремесленников и стали изготавливать все элементы ножа, включая и штопор, вручную.

Ножи "лагиоль" стали изготавливать и на заказ. Заказчик определяет количество и длину клинков, тип стали, количество митр и рисунок гильошировки. Таким образом, заказчик по-лучает поистине уникальный нож, выполненный в единственном экземпляре, что не может не тешить самолюбие подлинного ценителя клинковых изделий.

В "Ножевой мастерской деревни Лагиоль" мастер - ножовщик Оноре Дюран изготовляет ножи столь высокого качества, что можно утверждать, что из-под его рук выходят подлинные произведения искусства. в его мастерской можно заказать нож с клинками из нержавеющей или углеродистой стали. Некоторые заказчики предпочитают клинки, сделанные из дамасской стали. И эта проблема легко разрешима: кузнецы на месте изготовят дамаск. Уникальные руч-ки для ножей делает мастер Жан-Мишель Кайрон. Специалисты считают, что в его работах отчетливо прослеживается влияние великого ножевых дел мастера Никола Крокомбетта, тво-рения рук которого сегодня хранятся в музеях по всей Франции.

Ножи "лагиоль" считаются рабочими ножами, они исключительно удобны и функцио-нальны. И, однажды купив "лагиоль", вы никогда не расстанетесь с ним, если только : не потеряете.

Андрей Угаров ООО Байкал