Юридическая консультация. Законодательство об огнестрельном оружии.
С 1997 года действует Федеральный закон "Об оружии" (далее Закон). В соответствии с этим Законом 21 июля 1998 года Правительством Российской Федерации принято Постановление © 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации". Этим постановлением утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее Правила). Немного ранее, 2 февраля 1998 года, было принято постановление © 133 "О мерах по обеспечению служебным оружием и специальными средствами должностных лиц, выполняющих задачи по охране объектов животного мира".
12 апреля 1999 года Министерство внутренних дел Российской Федерации издало приказ © 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года ©814", которым утвердило Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее Инструкция).
За время действия названных правовых актов в них были внесены изменения и дополнения. Рассмотрим только наиболее значимые, которые внесены за 2002-2004 годы.
Федеральным законом © 70-ФЗ от 25 июня 2002 года внесены изменения в статью 12 Закона.
Изменениями разрешено приобретение и использование охотничьего огнестрельного оружия в качестве служебного организациям, которые, в соответствии с Федеральным законом "О животном мире", осуществляют охрану объектов животного мира и среды их обитания.
Федеральным законом © 112-ФЗ от 25 июля 2002 года статья 24 Закона дополнена новой частью, в соответствии с которой лицам, владеющим на законных основаниях оружием, запрещено иметь его при себе (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма) во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании или иных массовых акциях.
Федеральным законом © 15-ФЗ от 10 января 2003 года статья 9 Закона, в которой излагались основные требования к лицензированию производства оружия, торговли им, его приобретения, коллекционирования или экспонирования, изложена в новой редакции. Название статьи также изменено. Она стала называться "Лицензирование приобретения оружия и патронов к нему". Закон дополнен новой статьей 91 с названием "Лицензирование производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговли патронами к оружию, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию". Из этого видно, что перечень лицензируемых работ расширен, в том числе за счет лицензирования производства основных частей огнестрельного оружия, составных частей патронов, торговли основными частями огнестрельного оружия, коллекционирования и экспонирования основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию.
Внесены изменения в статью 23 Закона, предусматривающую порядок взимания платежей при выдаче лицензий, разрешений и сертификатов, продление срока их действий. По измененному закону сборы взимаются с юридических лиц и граждан только за выдачу лицензий на приобретение оружия, разрешений на хранение или хранение и ношение, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему, сертификатов на модели оружия и типы патронов к нему, продления сроков действия разрешений и сертификатов.
Из списка лицензий, которые могут быть аннулированы органом, их выдавшим, исключены лицензии на производство гражданского и служебного оружия, торговлю им, а также коллекционирование и экспонирование (ст. 26 Закона).
Федеральным законом © 170-ФЗ от 8 декабря 2003 года в Закон внесены изменения, касающиеся наградного оружия.
Из названия статьи 20 Закона исключено награждение оружием, исключены части первая и вторая статьи, регламентирующие вопросы награждения оружием.
Введена в Закон статья 201 с названием "Наградное оружие". Наградным оружием признается гражданское боевое короткоствольное ручное стрелковое и холодное оружие, которое получено гражданами Российской Федерации в качестве награды на основании Указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, приказов руководителей государственных военизированных организаций.
Разрешение на хранение и ношение наградного оружия выдается органами внутренних дел по месту жительства награжденного после представления медицинского заключения. Военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций такое заключение не представляют.
Продавать, дарить и наследовать наградное боевое, короткоствольное ручное стрелковое оружие запрещается.
За рассматриваемый период были внесены некоторые изменения в Инструкцию.
Так, приказом МВД Российской Федерации от 27 июня 2003 года ©485 внесены изменения в подпункт 169.6. Инструкции, уточняющие оборудование комнаты для хранения оружия средствами пожаротушения и охранно-пожарной сигнализацией.
Приказом МВД Российской Федерации от 24 декабря 2003 года © 1017 внесены изменения в Инструкцию. Этим приказом из Инструкции исключены требования о представлении при получении лицензий и разрешений на приобретение оружия и продлении сроков действий лицензий и разрешений справок из наркологического и психоневрологического диспансеров.
Внесены также изменения и дополнения в подпункт 169.6. Инструкции по оборудованию комнат для хранения оружия пожарно-охранной сигнализацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2002 года © 677 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года © 133" изменен перечень должностных лиц природоохранительных органов, которым положено иметь табельное оружие.
В частности, лишены такого права должностные лица центрального аппарата Департамента по охране и развитию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ряд должностных лиц центрального аппарата Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Вместе с тем, ряду должностных лиц охотуправлений субъектов Российской Федерации разрешено наряду с пистолетом (револьвером) приобретать охотничье оружие с нарезным стволом или гладкоствольное длинноствольное оружие.
Внесены и другие изменения. Важные изменения внесены в порядок оплаты перевозки оружия воздушным транспортом.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 октября 2000 года © 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" был утвержден и введен в действие перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе был введен грабительский тариф на перевозку воздушным транспортом оружия и патронов. Тариф устанавливался за один килограмм веса оружия (боеприпасов, патронов, специальных средств), причем отдельно при доставке на борт воздушного судна в аэропорту вылета и при доставке с борта в аэропорту посадки. Нередко получалось так, что эта плата была больше, чем стоимость самого билета.
Но все это кончилось. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 декабря 2002 года © 157 в названный приказ © 110 внесены изменения. Требование об отдельной оплате перевозки килограммов оружия и боеприпасов исключено.
С 1 января 1997 года в Российской Федерации действует новый Уголовный кодекс. С 1 июля 2002 года - Кодекс об административных правонарушениях. Если сравнивать некоторые статьи об ответственности за правонарушения, связанные с огнестрельным оружием, можно увидеть, что за одни и те же правонарушения по одному кодексу предусмотрена уголовная ответственность, по другому - административная.
Например, в Уголовном кодексе за незаконное хранение, перевозку или ношение оружия и боеприпасов предусматривается уголовная ответственность (ст. 222).
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях за нарушение правил хранения, ношения (ст. 20.8.), перевозки оружия и патронов к нему (ст. 20.12.) предусмотрена административная ответственность.
По этим вопросам дал разъяснение Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 12 марта 2002 года "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств".
В названном постановлении указано, что в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.
Федеральным законом © 160-ФЗ от 8 декабря 2003 года, вступившим в силу 11 декабря 2003 года, в статью 222 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены изменения. Этим законом исключена уголовная ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение гладкоствольного оружия.
В названном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации содержится ряд толкований, связанных с огнестрельным оружием, которые полезно знать охотникам, да и всем владельцам огнестрельного оружия.
Под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия и авиационные пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра.
Под основными частями огнестрельного оружия следует понимать ствол, затвор, барабан, рамку, ствольную коробку, ударно-спусковой и запирающий механизмы.
Под комплектующими деталями огнестрельного оружия понимаются как основные части огнестрельного оружия, так и иные детали, конструктивно предназначенные обеспечивать нормальное функционирование конкретного образца огнестрельного оружия (станины, прицелы и т. п.).
Основными правовыми актами, которыми следует руководствоваться в вопросах оборота оружия, в настоящее время являются Закон, Правила и Инструкция. Можно найти в них немало недостатков, но они - эти правовые акты - действуют, а следовательно обязательны для исполнения. Всякие действия по нарушению изложенных в них правил оборота огнестрельного оружия являются незаконными.
Исходя из этих нормативных актов в названном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации содержится еще ряд разъяснений, знание которых поможет избежать нежелательных объяснений с правоохранительными органами.
Под незаконным, то есть в нарушение действующих законов и правил, ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов понимается нахождение их в одежде или непосредственно на теле, а также переноска в сумке, портфеле и тому подобных предметах.
Под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов понимается сокрытие этих предметов в помещениях, тайниках, а также в других местах, где обеспечивается их сохранность.
Под незаконной перевозкой оружия, его основных частей и боеприпасов понимается перемещение этих предметов на любом виде транспорта, но они не должны быть непосредственно при физическом лице.
Под незаконным приобретением названных предметов понимается их покупка, получение в дар, в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и тому подобное, а также временное незаконное завладение в преступных или иных целях, но не с целью хищения.
Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов понимается их создание без получения в установленном порядке лицензии или восстановление утраченных поражающих свойств, а также переделка каких-либо предметов, например ракетниц, в результате чего они приобретают свойства огнестрельного.
Под незаконной передачей огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов понимается их незаконное предоставление посторонним лицам для временного использования или хранения.
Под незаконным сбытом названных выше предметов понимается их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение в собственность иных лиц в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), то есть продажа, дарение, обмен и тому подобное.

Н. АСТАФЬЕВ (старший советник юстиции), Охота и охотничье хозяйство 11/2004г ООО Байкал