Знаменитые ружья Фамарс
История взлета ФАМАРС почти хрестоматийная. В конце 1970-х гг. итальянцы провели исследование и выяснили, что среднестатистический европейский охотник "помешан" на английских ружьях. Но цена 15-25 тысяч долларов для него неподъемна. Был очерчен круг потенциальных заказчиков и выявлена предельная цена: 3-5 тысяч. Следующим этапом стал опрос клиентов: каким они представляют идеальное двуствольное ружье? Изучив статистическую картину пожеланий на несколько лет вперед, в Гардоне Валь Тромпия приступили к реализации своих планов.
Для начала итальянцы разделили свою продукцию на две качественные категории. Первая категория - престижные модели. Их цена в среднем составляет 15 тысяч долларов США. К этой группе ружей разработчики отнесли базовые модели "Зевс" (Zeus), "Венера" (Venus), "Дар" (Tribute), "Антарес" (Antares).
К более дешевой категории, рассчитанной на среднего европейского охотника, отнесли модельный ряд под обобщенным названием "Экскалибур" (Excalibur). Здесь цена колеблется уже в пределах 4-7 тысяч долларов. Но, разумеется, стоимость каждого конкретного экземпляра определяется требованиями самого заказчика.
В 1980 г. на знаменитом Лондонском аукционе "Кристи" курковая двустволка ФАМАРС под названием Castore ("Бобр") по своей стоимости впервые обошла самые лучшие модели английских ружей. С тех пор аббревиатура FAMARS (Fabbrica Armi Mario Abbiatico e Remo Salvinelli) известна каждому истинному ценителю оружия. За все 33 года существования ФАМАРС было изготовлено не более 1500 ружей.
А началось все в 1967 г., когда два талантливых мастера - Марио Аббьятико и Ремо Сальвинели основали в Гардоне Валь Тромпия свою фирму. Впервые объединив классическую британскую конструкцию двустволки с ультрасовременной технологией и декором, они угодили поклонникам сразу всех школ. Как европейской, так и американской. Поэтому их продукция сразу же стала пользоваться популярностью. Хотя своему фантастическому успеху фирма все же обязана именно Марио Аббьятико, художнику-граверу, популяризатору современной итальянской гравировки.
Написанный им фундаментальный труд "Современная гравировка на огнестрельном оружии", изданный в 1980 году, получил широчайший международный резонанс. Было выпущено 100 нумерованных экземпляров в роскошном кожаном переплете, причем первые два преподнесли президенту США Рональду Рейгану и королеве Великобритании. А в 1982 г. вышла еще одна книга Марио Аббьятико лод названием "Гравировка спортивного оружия". Благодаря этим двум работам Марио Аббьятико, лучшие оружейники мира гравировку на свои самые престижные изделия стали заказывать только в Италии. А стиль "булино" (bulino - по-итальянски - граверный резец) в одночасье сделался самой популярной техникой граверного искусства. Название этой техники нанесения изображения на металл подчеркивает, что работа выполняется только ручным резцом без применения молоточка. Чем острее заточка инструмента, тем большее количество наколок (или штрихов) можно нанести на гравируемую поверхность, тем тоньше и совершеннее светотеневые эффекты ("кьяроскуро").
Богатая палитра полутеней достигается нанесением на металл наколок различной глубины и плотности. Благодаря эффекту "кьяроскуро" в гравюру вошла динамика.
Марио Аббьятико скончался в 1984 г., но его идеи, его стиль и поныне присутствуют во всех изделиях, несущих на себе марку FAMARS. Чему, безусловно, способствует его старшая дочь - Кристина Аббьятико, нынешний президент фирмы.
Каждый экземпляр оружия ФАМАРС изготавливается только под конкретного заказчика. Для нас, рядовых российских охотников, покупающих в магазинах "тулки" и "ижевки" с массой различных дефектов, подобное откровение звучит, мягко выражаясь, диковато. Но большинство европейских заказчиков все же предпочитают приехать в Гардоне Валь Тромпию самолично.
Обычно встреча начинается с беседы в офисе фирмы на 2-м этаже, где предстоящий заказ обсуждается с самой Кристиной Аббьятико. На этом этаже выясняется настрой покупателя в целом и его представления об охотничьем оружии в частности. А также то, для какого вида охоты он намеревается заказать ружье. И только потом, уже на первом этаже, в специальном выставочном зале определяются такие "мелочи", как модель, калибр, длина стволов, тип замков, дульные сужения и прочие детали.
После этого заказчик попадает к гравировщику. С ним обсуждается сюжет и размер декора, а также техника обработки металла. При этом фирма предоставляет покупателю полную свободу в выборе источника гравирования. Он может довериться специалисту, принести свой собственный рисунок или попытаться объяснить то, что ему хочется, на словах.
Наконец, заключительный шаг в процессе заказа ружья - выбор древесины ложи. Тут клиент волен выбрать любой из многочисленных образцов древесины или даже принести с собой собственную болванку. Этот этап заказа контролирует мастер-ложечник.
Итак, заказ сделан. Но это еще не все. После того как все механические работы над ружьем завершатся, заказчику вновь придется посетить мастерскую - для проверки изделия в так называемом "белом виде". То есть уже готовом к практическому испытанию. И только после этой последней "Примерки" ружье гравируют, детали подвергают термической обработке, воронят стволы и производят окончательные отделочные операции. Дальше ружье ждут государственные испытания на станции отстрела в Гардоне ВальТромпия, и, если они прошли успешно, заказ считается выполненным.
Чем объясняется многолетний успех итальянской фирмы на мировом рынке? Прежде всего тем, что охотничьи ружья фирмы FAMARS - это не просто оружие для охоты на диких животных. Не просто деревянные и металлические детали, соединенные определенным образом. Нет, ружья ФАМАРС - это произведение искусства. И как любое творение живописца или скульптора, оно пробуждает у владельца возвышенные чувства, служат источником наслаждения и... И в то же время постоянно напоминает о бренности нашего бытия. Прислушайтесь к названиям итальянских ружей: "Зевс" - верховный богу древних греков, "Венера" - богиня любви и красоты в древнеримской мифологии, "Экскалибур" - легендарный магический меч короля Артура, "Антарес" - название звезды...
По своему стилю ружья итальянских мастеров невозможно причислить ни к одной из европейских школ. Ни к английской, ни к французской, ни тем более к австрийской или немецкой. Этот стиль по сути своей интернационален. А потому притягателен для всех.
И все же главное в оружии ФАМАРС - это гармоничное сочетание оригинальности,качества, престижности и цены.
Производство ружей FAMARS весьма ограничено и обычно не превышает 80 экземпляров в год. Клиенты - люди в основном состоятельные. Есть среди них и коронованные особы. Конечно, большинство из них являются ценителями прекрасного. Хотя есть и покупатели, для которых изделия фирмы всего лишь выгодное капиталовложение. На аукционах ружья FAMARS уходят по ценам гораздо более высоким, нежели первоначальная стоимость заказа. Хотя какая, собственно, разница, из каких побуждений заказывается произведение искусства. Главное,что оно остается. И как правило, на века.

Юрий Маслов, Охота и охотничье хозяйство 3/2001 ООО Байкал