HATSAN MOD. 60. Винтовка для стрелка и охотника.
К нам в редакцию на испытания поступила пружинно-поршневая пневматическая винтовка Mod. 60, произведенная турецкой компанией Hatsan Arms. Давайте постараемся разобраться, что это за винтовка, и какое вообще место турецкое оружие занимает на современном рынке.Нужен ли нам "берег турецкий"?
По моим наблюдениям, автору, берущемуся за описание турецкого оружия, обычно бывает очень сложно завоевать доверие читателя.
Почему?
Потому, что, как говорится, "все всё знают, все всё понимают". У отечественного массового потребителя, в большинстве случаев не обремененного особыми знаниями о предлагаемых ему товарах, уже давно сложились устойчивые стереотипы относительно их качества и параметров, при этом указанные стереотипы, во многих случаях, основываются как раз на стране происхождения. Наиболее показателен стереотип "Европа" - значит "качественно, Китай - значит барахло", совершенно не учитывающий тот грустный факт, что значительная доля товаров под "европейскими" марками фактически выпускается отечественными производителями, производство которых расположено как раз таки в КНР, а непосредственно в Старом Свете у них в лучшем случае зарегистрирован юридический адрес. В то же время, "настоящие европейцы" в последние годы активно переносят свое производство в тот же Китай или в Восточную Европу, естественно, сопровождая налаживание в этих регионах выпуска продукции созданием там адекватных систем по управлению качеством.
Китай, на наш взгляд, все же не является жертвой предрассудков настолько, насколько ею является Турция. Про пресловутый перенос производства грандами мировой индустрии в Поднебесную империю кто-то что-, то все же слышал. Слышали и о том, что изделия под совершенно неизвестными китайскими брендами далеко не всегда представляют собой полный мусор - ведь порой их "делают те же самые рабочие на том же самом оборудовании, на котором днем производят продукцию под европейскими марками". Что же касается товаров "мейд ин Турция", то в глазах целого поколения отечественных потребителей их имидж безнадежно испорчен началом 1990-х годов, когда вещевые рынки наших городов и сел были буквально наводнены продукцией нашего южного соседа, которая, что скрывать, при достаточно адекватной цене и, порой, приемлемом внешнем виде, обычно не слишком радовала в плане качества. При этом как-то упускается из виду, что, какой бы низкокачественной не была эта продукция, она все равно была востребована в России, так как подавляющее большинство местных потребителей просто не могло себе позволить покупать более дорогостоящий импорт, а подавляющее большинство производителей вместо того, чтобы радоваться наступившему рынку и развивать выпуск товаров, в силу неких причин предпочитало потихоньку распродавать упавшее на них "советское наследство" в виде земли и зданий.
Со временем на место "турецкому ширпотребу" пришел "ширпотреб китайский", все большее число россиян получили возможность покупать товары не на рынках, а в магазинах, да и отечественные компании стали постепенно выходить из комы. Тем не менее, общее отношение к бренду "Турция", на наш взгляд, осталось примерно таким же: в эту страну, за отсутствием более привлекательных вариантов, можно съездить отдохнуть, однако там вряд ли могут произвести что-то заслуживающее внимания, кроме, разве что, пива "Efes". Мы, разумеется, немного утрируем - но разве что совсем чуть-чуть.
Соответственно, когда несколько лет назад турецкое оружие стало выходить на российский рынок, то продвигавшим его компаниям, и, соответственно, заинтересованным оружейным изданиям пришлось ломать этот стереотип, убеждая отечественных потребителей в том, что им стоит попробовать охотничье и пневматическое оружие из Турции. При этом, как правило, коллеги-журналисты особый акцент делали на цену турецких ружей и винтовок, заявляя, что, дескать, за "практически российскую" цену вы можете приобрести "почти европейское" оружие.
Безусловно, фактор низкой цены действительно во многих случаях имеет немаловажное значение, однако, перед тем, как ставить его во главу угла, необходимо разобраться, откуда берется эта цена. Удешевление обычно происходит за счет одного из следующих факторов: использования современных оборудования и технологий, позволяющих снизить затраты труда на единицу готовой продукции, эффекта масштаба (чем больше объемы производства - тем дешевле получается каждое изделие), использования региональных конкурентных преимуществ (дешевое сырье, труд и т.д.), или, наконец, за счет того, что сами производители любят называть "оптимизацией издержек", и что на практике, к сожалению, нередко означает всего лишь снижение "уровня контроля качества" или "использование второсортных комплектующих и сырья". Если посмотреть на реальное положение дел на ведущих предприятиях турецкой оружейной промышленности, то станет очевидным, что они уже давно переросли последний 13 перечисленных способов, превратившись во вполне современных предводителей, не рискующих наработанной годами деловой репутацией ради возможности заработать лишнюю копейку.

Что такое Hatsan Arms Co. ?
Упомянутая репутация существует е только в рекламных текстах, но и в реальной жизни. Достаточно сказать, го компания Hatsan Arms Co., производитель рассматриваемой нами винтовки Mod. 60, в этом году отмечает свое 30-летие, успев за указанный рок не только получить международный сертификат качества ISO 9001, но наладить экспорт своей продукции в более чем 60 стран. В настоящее время заграничным покупателям отгружается более 90% произведенного atsan оружия, включая пневматические винтовки, ружья (помповые, самозарядные и двуствольные) и газовые пистолеты. В компании работает около 300 человек, в распоряжении которых современные станки с программным числовым управлением, позволяющие обеспечить всю работу на всем производственном цикле, от изготовления лож до выделки стволов.
Создание новых образцов оружия на Hatsan происходит с использованием компьютерного моделирования. Сказать по правде, знакомясь с линейкой моделей турецкой компании "вживую", на какой-нибудь выставке, или "виртуально", на ее сайте www.hatsan.com., вы вряд ли найдете там то, что в оружейной прессе принято называть "революционно новым". Продукция Hatsan традиционна настолько, насколько могут быть традиционными "вариации на тему" хорошо известных, успешно зарекомендовавших себя на рынке образцов гражданского оружия. Конструкторы Hatsan не пытаются удивить мир чем-то радикально новым, перед ними стоит совершенно другая задача: дать покупателям то оружие, к которому они привыкли, при этом обеспечив надлежащее качество и разумную цену.
Как нам кажется, в Hatsan Arms не ошиблись с выбором для себя рыночной ниши, лучшее подтверждение чему - безусловный успех продукции компании на международном рынке. Покупатель Hatsan - это человек, увлекающийся стрельбой, охотничьей или развлекательной, нуждающийся в хорошем, надежном оружии, но не готовый отдавать деньги "просто так", за громкий бренд или какие-то суперсовременные изыски, преимущества которых он, скорее всего, никогда не сможет ощутить на практике. Мы вполне понимаем тех, кто обоснованно гордится своим ружьем или винтовкой, несущими легендарное имя, узнаваемое любителями оружия на любом континенте. Однако, не меньшую симпатию у нас вызывают и те, кто просто любит стрелять, и ему не слишком важно, кто работал над его оружием - главное, чтобы это оружие верно служило бы своему владельцу. По нашему мнению, стрелкам этой категории есть смысл задуматься над приобретением ружья или пневматической винтовки от Hatsan. Кто знает, может быть когда-нибудь эти люди "дозреют" до чего-то более "серьезного". Пока же у них, по крайней мере, будет вполне достойное оружие, способное доставить радость удачным выстрелом в тире или на охоте, или, в случае необходимости, защитить своего владельца ничуть не хуже, чем это сделал бы образец, находящийся в бол