Новая звезда
В послевоенной Италии охота и охотничий спорт стали очень популярны. Сейчас лишь футбол имеет больше приверженцев. Не будет преувеличением сказать, что ни в одной стране мира нет и такого количества производителей охотничьего и спортивного оружия. Это результат разумной законодательной, научно-технической и социальной политики итальянского правительства. Сегодня ружейное производство интегрирует достижения металлургии, станкостроения, вычислительной и измерительной техники, которые в Италии развиваются достаточно успешно.
Очень либеральное оружейное законодательство позволяет открывать небольшие оружейные мастерские и даже работать индивидуально. В результате в стране существует очень развитая и сложная оружейная промышленность, где прекрасно сосуществуют гиганты вроде "Беретты", небольшие предприятия масштаба "Перацци" или "Фаусти Стефано", десятки мелких фирм и сотни мастеров-одиночек. Такое количество производителей приводит к довольно острой конкуренции и стимулирует развитие отрасли в целом.
В последние годы в Италии, как ни в одной другой стране появилось много новых конструкций систем запирания, ударно-спусковых механизмов и других механических новаций. В последнее десятилетие очень активно развивается оружейное граверное искусство. В этом большая заслуга граверной студии Чезаре Джованелли и Школы искусств в Сареццо. В Брешии есть единственная в мире фирма, занимающаяся ружейной гравировкой, - "Криейтив арт". Большинство итальянских оружейников демонстрируют верность великим традициям Возрождения, историческим традициям итальянских оружейников прошлого.
Очевидно, что в такой среде новым мастерам очень трудно отвоевывать себе нишу. Это могут сделать только, действительно, очень способные люди. К таким и относится Мауро Батталья, только в 1995 году получивший лицензию оружейного конструктора. Он родился в Ровенне в 1954 году и в начале своего трудового пути оружием не занимался, а лишь страстно увлекался охотой. Постепенно тяга к оружию брала свое, и Мауро окончил специальные курсы ружейных мастеров. Затем работал в нескольких престижных оружейных мастерских.
Постепенно он начал понимать, что разработка и создание оружия - это его призвание. На первой стадии он начал самостоятельно выступать в качестве ложевщика - резчика по дереву. Это происходило в начале восьмидесятых. Спортсмены и охотники, равно как и коллекционеры эксклюзивного оружия, сразу же высоко оценили его изделия за редкостное объединение функциональности с эстетическим совершенством. В 1992 году Мауро Батталья открыл в Ровенне собственную оружейную мастерскую. С этого времени всю свою жизнь он посвятил созданию ружей, в которых стремился соединить верность традициям старых мастеров Романьи и современные технические возможности.
Первой работой, которая принесла Мауро шумный успех, было "Незаконченное ружье Заккарии". Мастер Арнольдо Заккария родился в Ровенне в 1882 году. Его молодость прошла в оружейных мастерских Занотти и Тоски. Затем он создал собственную мастерскую здесь же, в Ровенне. Благодаря своей одаренности и трудолюбию он вошел в число знаменитых оружейников Италии прошлого века. Умер он 1959 году, не успев завершить работу над двустволкой с замками типа Голанд-Голанд. Мауро нашел это ружье и довел его до высочайшей степени совершенства.
Специалисты сразу обратили внимание на высокое качество исполнения и безукоризненное следование канонам традиционной итальянской оружейной культуры. Это двустволка с горизонтально расположенными стволами нам представляется идеальным гладкоствольным ружьем. Оно пропорционально и элегантно. Легкое цевье и тонкая английская ложа безукоризненны по форме. Их основным украшением является прекрасная текстура корневого ореха и ее цветовая гамма. На цевье и шейке ложи лишь очень тонкая насечка. Мне кажется, что одно из проявлений верности великим идеям Возрождения - преклонение перед природной красотой.
Пожалуй, это ружье - абсолютная классика: два спуска, предохранитель на хвостовике колодки и никаких излишеств. Глубокая обронная гравировка с черненым фоном очень хорошо сочетается с глубоким воронением стволов. Но самое замечательное в этом ружье - чистота работы. Это касается и припасовки стволов к колодке, и осадки. Сюжет гравировок на всех частях стилистически единый и традиционный для старой итальянской школы. На нижней стороне колодки (на ее личинке) выгравировано: "A. Zaccaria, M. Battaglia".
С работы над этим ружьем началось творческое содружество двух талантливых людей, Мауро Батталья и Макса Гобби -потомственного гравера, который начал самостоятельно работать в 1999 году после серьезной практики в мастерской Чезаре Джованелли. На творческом пути художника-гравера его постоянно опекает старший друг и учитель - Карло Пазоти. По его совету Макс посещает художественную студию и непрерывно совершенствуется, экспериментируя в различных техниках гравировки. Конечно, это стремление к совершенству приводит к повышению художественного уровня выполняемых работ, к расширению их композиционного и технического разнообразия. Результатом совместной деятельности Мауро Баттальи и Макса Гобби стали ружья, неоднократно и очень успешно демонстрировавшиеся на выставках в Италии, Германии, США и Великобритании. Познакомимся с некоторыми из ружей, созданных этим дуэтом.
Ружье "Морена" представляет собой дистиллированную классику в самом высоком исполнении. Это курковая горизонталка 12 или 20 калибра со стволами, объединенными по системе демиблок. В механизмах этого ружья все, как было в конце позапрошлого века, разве что экстрактор современной формы, захватывающий большую часть закраины гильзы. Отличительным свойством этого ружья является высочайший уровень качества работы с металлом и деревом. Это в полной мере относится и ко всем внутренним деталям, которые видны только на разобранном ружье. Приклад и цевье выполнены из корня грецкого ореха в традициях английской оружейной эстетики.
Ружье "Мерседес" o горизонтальная бескурковка с полными замками на боковых досках. Эти ружья исполняются всех калибров (от 12 до.410). Стволы в демиблочном соединении. При желании заказчика на ружья устанавливается спусковая система с одним или двумя крючками. Полные замки на боковых досках типа "Голланд-Голланд" с пассивным бойком. Система запирания традиционная, тройная. Защелка цевья управляется кнопкой в его передней части. Все металлические поверхности, включая головки крепежных винтов, тщательно отполированы.
Пожалуй, про корневой орех с темными, почти черными прожилками можно было бы не повторяться, но нужно подчеркнуть, что он удачно сочетается с темной воронью стволов и черненым фоном оброна. Общая архитектоника этого ружья вызывает восхищение.
Наряду с горизонтальными двустволками Мауро Баталья делает серию бокфлинтов "Тимио" 12, 20, 28 и.410 калибров. Стволы у этого бокфлинта, как и у всех ружей Мауро Баттальи, образуют демиблок. Схема запирания как в бокфлинтах системы "Босс". Ложно-подкладные замки оригинальной конструкции на легкосъемных боковых досках. Стягивающий доски винт снабжен удобным флажком.
Спусковая система может быть с одним или двумя крючками. Ложа этого ружья имеет довольно прямую шейку с отлогой пистолетной рукояткой, которую завершает не сплошной, а прорезной, элегантный медальон, закрывающий узким кантом периметр ее торца. Кнопка управления защелкой цевья находится на его вершине, а чуть ниже врезана поперечная полоска, очень распространенная сегодня на итальянских бокфлинтах.
Макс Гобби разработал два варианта гравировки для этого ружья. Одна - в английском стиле (розовые букеты и завитки). Другая совершенно оригинальная. Ее суть - в расположении на одной поверхности нескольких независимых сюжетов. На боковых поверхностях колодки их размещается по четыре. Каждый из них выделен собственной оригинальной рамочкой, выполненной в технике оброна. На месте нижней антабки врезан "золотой" медальон для монограммы будущего владельца. Конечно; на ружьях такого уровня антабок для погонного ремня не предусматривается.
Одно из ружей Баттальи посвящено выдающемуся оружейнику позапрошлого века - Занотти. Модель называется "Историческое". Это бескурковая двустволка 12 или 20 калибра с полными замками, работающими по принципу ударно-спусковых механизмов старых замков, в которых длинное плечо боевой пружины обеспечивало рабочий ход курка и удар по бойку, а короткое - "отбой" курка на предохранительный взвод. Правда, механизм отбоя у Мауро работает с помощью поворачивающегося ограничителя хода курка. Зато очень оригинальный перехватыватель курка оставлен в историческом виде (крючок и специальный прилив вблизи ударника курка). В знак уважения к старым мастерам Макс Гобби украсил перехватыватель и замковую личинку сдержанной гравировкой. С подчеркнуто историческим акцентом ружья мирно уживаются эжекторы. Все в этом ружье выполнено в очень строгих линиях. На прямом нижнем гребне английской ложи очень хорошо "лежит" длинный хвостовик спусковой скобы.
У Мауро Баттальи есть еще несколько моделей очень интересных горизонтальных двустволок, в которых хорошо уживаются современные материалы и конструкции с лучшими оружейными традициями. Одной из них является модель "Мониа", которая выпускается в обычном исполнении и варианте "Экстра". В обоих вариантах есть все калибры, включая 16. В этих ружьях оригинальные подкладные замки, эжекторы, спусковые системы по желанию заказчика. В случае двух крючков передний складывается вперед, чтобы не повредить палец, обрабатывающий задний спуск (типично итальянская штучка). Исполнение "Экстра" украшено гравировкой "с ног до головы". В нем широко используется всечка золота, в том числе и на стволах. В арсенале Баттальи есть очень легкое (2,9 кг) ружье "Мануэла", которое выпускается только 20 калибра. Столько же весят ружья модели "Ангелы" (12 и 20 калибров), имеющие округлое сечение колодки и энсоновские замки.
Надеюсь, что российские охотники смогут оценить эти ружья по достоинству, а Мауро Баттальи и Макс Гобби еще долго будут создавать оружейные шедевры.

Освальдо Манцони, Охота 10/2006 ООО Байкал