Такой желанный сом

Мне не раз доводилось составлять Положения о рыболовных соревнованиях, в том числе и по ловле рыбы спиннингом. Один из важнейших пунктов таких Положений гласил: <...в зачет принимается хищная рыба, обитающая в данном водоеме: окунь, щука, судак, жерех, голавль, язь, угорь, налим, сом>. И если первые шесть из девяти вышеперечисленных хищников постоянно оказывались в уловах спиннингистов (речь идет исключительно о соревнованиях, проводимых с лодок), то угря на моей памяти так никто и не поймал, налимчика однажды принес на финиш Владислав Егоров (дело было в начале 90-х на Истринском водохранилище), а сома (да какого - почти на десять килограммов!) умудрился поймать лишь Владимир Замышляев, когда на Ахтубе проходил Второй Кубок Москвы.

До сих пор помню, как я завидовал Володе, представлял его ощущения, когда эта громадина согнула в дугу спиннинг, и когда поверженный трофей оказался в лодке. И я очень хотел оказаться на его месте, испытать те же чувства. Особенно хотелось поймать сома во время соревнований.

Но где сегодня в Подмосковье отыскать хозяина глубин? Нет, порой, доходят слухи, что кто-то вытащили сомищу где-нибудь на Пестовском, да, мол, у кого-то был знатный сомовий обрыв на Рузе. Но ведь все это происходило на обычной рыбалке. Правда, известный мастер глубинной ловли Максим Дыдыкин чуть было не повторил подвиг Замышляева во время <Саратовской блесны - 99>, но в тот раз подводный гигант вышел победителем, безжалостно поломав спортсмену спиннинг. Опять же, случай этот произошел в Саратовской области, где сомов не в пример больше, чем на Рузе, Истре или Озерне...

Но вот минувшим летом мне представился случай посетить низовья Волги под Астраханью - от фирмы <Охота и рыбалка от Машковых> поступило приглашение принять участие в Кубке чемпионов. Сознавая, что это вернейший шанс <уйти от нуля> в плане поимки сома, я первым делом позвонил признанному сомятнику, Геннадий Серову, который как раз вернулся из тех мест, с немало утяжеленным списком трофеев этой рыбы (пойманной и на квок, и на спиннинг). Уж кому, как ни ему, было дать дельный совет, как, где и на что ловить гигантов.

Рецепт оказался прост до примитивности: ловить надо ступенчатой проводкой, на ямах и на поролоновую <Чебурашку>, то есть, поролоновую рыбку. Причем, лично он ловил на <Чебурашку>, сделанную Михаилом Мордановым. Я не преминул воспользоваться полученной информацией, позвонил Михаилу и объяснил ситуацию. Не зря говорят: <Не имей сто рублей, а имей сто друзей> - за несколько дней до отъезда в Астрахань Михаил презентовал мне десяток очень симпатичных поролонок, оснащенных тройниками, и, кроме того, поведал некоторые нюансы их проводки.

Нельзя сказать, что астраханская жара отрицательно влияла на клев хищника, - во время проведенной накануне соревнований утреней тренировки спортсмены поймали практически всех хищных рыб, обитающих в тех местах. А судья соревнований Андрей Чернов, встречавший спортсменов на причале базы <Лотос>, ошарашил меня сообщением: <Женя, я поймал сома!!! На десяточку. И еще было два схода и один обрыв!>

Стоит ли говорить, что после обеда я попросил своего егеря Николая направить лодку на какую-нибудь сомовью яму. Он знал их несколько, и сначала мы отправились на самую глубокую. Но полчаса усердных хлестаний джиговыми приманками глубинных бровок прошли впустую, а надо было еще узнать места, где предстояло соревноваться во втором туре, и мы поплыли дальше...

Николай направил лодку в широкую протоку и вскоре, выйдя из-за поворота, мы увидели песчаную отмель с вытащенной на нее лодкой и трех спиннингистов, трудившихся в поте лица. Одним из них оказался Андрей Чернов, который на моих глазах сделал размашистую подсечку и начал борьбу с невидимым серьезным соперником.

- Это сом! - крикнул нам Андрей. - Здоровенный!!!

Мы стали следить за его действиями. Снасть у Андрея была надежная, но вываживание осложнялось неслабым течением и наличием в яме, на краю которой сом схватил приманку, коряжника, из-за чего спиннингисту приходилось форсировать события. К сожалению, на этот раз удача отвернулась от опытного рыболова, - сом сошел.

Мы с Николаем бросили якорь посередине протоки, чтобы облавливать ту же яму, но с другой стороны. Уже при первой же проводке поролонки, я увидел поклевку, подсек и вытащил... полуторакилограммового судачка. А потом, сколько ни кидал - все впустую. Впрочем, и Андрей с товарищами поклевок тоже больше не видели. Скорее всего, его сомище порядком распугал подводных обитателей, и мы направились на другое место.

Оно оказалось очень привлекательным: от нашей протоки влево отходил небольшой изгибающийся рукавчик, на его повороте в воде лежало старое поваленное дерево, рядом с которым то и дело были видны всплески охотившегося хищника. Аккуратно заякорившись, я стал бросать на эти всплески, но жерех (это явно был он) на приманки не реагировал. Зато пара судачков не пропустили оказавшуюся в поле их зрения поролонку. По словам егеря, сома здесь тоже можно было поймать, но я не стал упираться, надеясь использовать это место на сто процентов во время соревнований. Правда, прежде чем его покинуть, Николай попросил меня поймать еще хотя бы одного судака - его семье на ужин, что я и сделал. Самое интересное, что когда я на следующем месте поймал трехкилограммовую щуку, он без малейшего сожаления выбросил ее за борт - эта рыба у местного населения не котируется...

Первый тур проходил на так называемых раскатах, где попадались крупные щуки и окуни, жерех, язь, красноперка, но только не сом. Второй тур подразумевал ловлю и в раскатах, и в изученной нами на тренировке протоке, и я, конечно же, сразу после старта, рванул на понравившееся судачье место.

Судак и в самом деле брал очень охотно. Стоило послать поролонку прямо под бережок, как на полпути опускания на дно, она оказывалась в клыкастой пасти очередного судака, и мне оставалось лишь сделать уверенную подсечку, а потом спокойно завести очередной трофей в подсачек. Не все проходило гладко: случались и сходы, и зацепы-обрывы на подводных корягах, и откусы хвостиков поролонок. Наряду с судаками попалось пару окуней, неплохой жерешок. А потом была обычная поклевка, но необычное поведение подсеченной рыбы - она настойчиво давила в глубину, пускала пузыри и, когда до лодки осталось метра три, сошла.

- Сома отпустил, - безапелляционно заявил Николай, и я готов был локти себе кусать.

Но вот спустя некоторое время, после очередной подсечки, рыба вновь повела себя необычно. Второй шанс упускать было нельзя, и я решил не торопиться, особенно, когда поверхности воды запузырилась. Наконец, я увидел его - первого в моей рыболовной практике сома. Скорее, конечно же, соменка, но дело-то ведь не в размере, а факте поимки именно этой рыбы.

Но радовался я рано. Соменок был уже рядом с лодкой, я схватил подсачек и... случилось непредвиденное. Сетка моего нового самодельного подсачека за что-то там зацепилась, и он, уже опущенный в воду под прекратившую сопротивление рыбу, вдруг разложился. Я отбросил подсачек, протянул к сому руку, но он слегка дернулся, и освободился от удерживающего крючка, после чего стал медленно опускаться в глубину. В отчаянии, я попытался хватить его двумя руками, перегнулся через борт, скользя пальцами по телу рыбы, с головой погрузился в воду и только благодаря Николаю, который успел схватить меня за ноги, умудрился не выпасть из лодки.

Почти весь мокрый, злой и расстроенный, я готов был выбросить свой <коварный> подсачек, но, конечно же, винить имел право только себя. Во время ловли серьезной рыбы, особенно во время соревнований, необходимо следить за каждой мелочью и изначально устранять помехи, за которые, к примеру, может зацепиться подсачек...

Но в тот памятный день сома я все-таки поймал. Правда, не во время соревнований. Когда они закончились и были подведены итоги, ко мне подошел Александр Машков и попросил побывать в роли инструктора, то есть на вечернюю рыбалку взять с собой в лодку одного его знакомого - уж больно тот хотел поймать на спиннинг судака.

Знакомый оказался тезкой моего Егеря. Пока мы добирались до все того же уловистого места, я поделился с ним кое-какими приманками, рассказал, куда желательно забрасывать, как делать проводку. Все прошло, как по заказу (то есть, у Николая могло сложиться такое впечатление, будто его, как великую персону, доставили на точку, показали куда кидать приманку, а там, под водой, сидел водолаз, прицепляющий к этой приманке рыбу). На самом же деле, мы остановились напротив протоки, аккуратно заякорились и одновременно забросили. Поклевки у нас произошли тоже одновременно. И вот уже Николай держит в руках первого в своей жизни судака, а я все еще веду борьбу с невидимым противником, который... пускает пузыри. Да, это был он, мой такой долгожданный и желанный сом. И пусть, <сом>, это было слишком громко сказано, но зато я все-таки вытащил его, причем, без помощи подсачека (в сетке которого крепко запутался судак).

Самое интересное, что Николай, который практически впервые серьезно ловил на джиговую приманку, через какие-то полчаса тоже поймал сома (раза в два покрупнее моего). А на следующий день я на том же месте вытащил на поролоновую рыбку еще одного хозяина глубин, который потянул почти на восемь килограммов.

Что ж, теперь осталось поймать сома во время спиннинговых соревнований...

Евгений Константинов запчасти для иномарок тойота . Искусственный камень столешница купить