Певец природы и любви




<Ветер. Кругом все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

......................................

Сладостен зов мне глашатая медного>.



Эти великолепные строки, взятые для эпиграфа, написал замечательный поэт, певец любви, природы России Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) в 1891 году, за год до своей смерти. Тогда ему исполнился 71 год!

А.А.Фет родился 23 ноября 1820 года в с. Новоселки Мценского уезда, ныне Орловской области. Происхождение мальчика принесло ему впоследствии много страданий. <Если спросить, как называются все страдания и все горести моей жизни, я отвечу: имя им - Фет>, - писал поэт.

Дело в том, что орловский помещик Афанасий Шеншин привез из Германии молодую жену Шарлотту Фет, которая была замужем. Здесь и родился А.А.Фет. Когда выяснились обстоятельства брака, родители отправили четырнадцатилетнего мальчика в Лифляндию под фамилией Фет. Таким образом он лишился дворянства, наследства и гражданства. Много лет А. Фет боролся за право вернуть дворянское звание и носить фамилию Шеншин. В 1844 году поэт окончил словесное отделение философского факультета Московского университета, а в 1845 году поступает на военную службу в кирасирски Орденский полк, который был расквартирован в Херсонской губернии. В 1853 году его перевели в уланский полк, размещавшийся под Петербургом. В 1858 году Фет уходит в отставку, и лишь в 1873 году его <по высочайшему повелению> императора Александра II причислили к роду Шеншиных и, соответственно, восстановили дворянство.

Дед, отец и дядя Фета были заядлыми охотниками. Дед Неофит Петрович однажды на охоте кинжалом заколол волка, который набросился на него, задержанный собаками. Отец поэта Афанасий Неофитович любил в охоте разнообразие: охотился с ястребами, с гончими и борзыми собаками. Добры и нежны воспоминания Фета о своем отце-охотнике: <Желая вовремя показать собакам зайца, отец бросился во всю прыть зайцу наперерез; но собаки раскидались, и заяц, помнится, ушел. Сцена эта позабавила деда>.

Дядя поэта, Петр Неофитович жил в имении Ядрино. Он был ружейным и псовым охотником, содержал псарню; стрелки и доезжачие составляли его прислугу. Гончие и борзые собаки были страстью дяди. Послушать гончих и посмотреть на борзых было великим наслаждением для охотников-родственников.

Афанасий часто гостил у деда и дяди. Обычно много времени проводили на охоте. Вдоль Оки тянулись большие леса, где и охотились на куропаток и тетеревов. Петр Неофитович баловал племянника. Вот что поэт рассказывает в <Воспоминаниях>: <Помню, что перед выступлением нашим в широкое болото дядя подозвал трех или четырех бывших с нами охотников и сказал: <Равняйтесь и ищите дупелей, но боже упаси в кого-либо выстрелить; когда собака остановится, кричи: гоп-гоп! И подымай ружье кверху. Стрелять можно по дупелю, только если Афанасий Афанасьевич, подойдя, даст два промаха>.

А промахи бывали... Еще в юности, когда Фет жил в Лифляндии и учился в пансионате, единственной отрадой в его жизни была охота, на охоту, которую он ходил со старшеклассником Гульчем. В старости поэт вспоминал: <Я увязывался за Гульчем на болотную охоту, причем городской его товарищ снабжал меня двуствольным ружьем и патронташем. В первый раз я лихо срезал первым выстрелом взлетевшего передо мной бекаса, но затем промах следовал за промахом>.

И еще о дяде в <Воспоминаниях>: <Он не только запретил стрелять егерям, но когда его собственная собака останавливалась, он кричал мне: <Иди сюда, птичья смерть>. А когда, набегавшись таким образом от дупеля к дупелю, я устал, он говорил мне: <Садись на Катка>, хотя сам, видимо, утомился не меньше>.

Вот такие прекрасные отношения установились у поэта с родственниками и друзьями. Их сближала охота.

Первое пистонное одноствольное ружье Фет купил за 10 рублей в Туле и в студенческие каникулы охотился с ним на берегах реки Неручи. Ружейная охота ему всегда нравилась. О своем пристрастии к этой охоте он пишет: <Ружейная охота тоньше и изящнее, она требует напряжения всех физических и нравственных способностей человека>.

Свои первые стихи Фет написал в студенческие годы и показал их Гоголю. Тому стихи понравились, и Фет издает на свои деньги первый поэтический сборник <Лирический пантеон>. И с 1840 года в русской литературе появился талантливый лирический поэт. С тех пор Фет регулярно печатается в периодических изданиях. Основные темы лирики поэта - природа и любовь.

Лирическое стихотворение <Я пришел к тебе с приветом...> вызвало восторг критика В.Боткина: <Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии>. Появляются новые стихи, и их чарующие строки приносят поэту славу. П.И. Чайковский, С.И. Танеев, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков на его стихи сочиняют музыку. Россия распевает его романсы: <На заре ты меня не буди...>, <Свеж и душист твой роскошный венок...>, <Только станет смеркаться немножко...> и многие другие.

Высокой похвалы со стороны И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского получило стихотворение <Диана>. Достоевский писал: <Последние две строки стихотворения полны такой страстной жизненности, такой тоски, такого значения, что мы ничего не знаем более сильного, жизненного во всей нашей русской поэзии>. Вот эти строки:

Я ждал, - она пойдет с колчаном и стрелами,

Молочной белизной мелькая меж древами,

Взирать на сонный Рим...

..........................................

Но мрамор недвижимый

Белел передо мной красой

непостижимой.

Охотничья страсть из сердца поэта вырывается на свободу в стихотворении <Псовая охота>:

Вчера зарей впервые у крыльца

Вечерний дождь звездами начал

стынуть,

Пора седлать проворного донца

И звонкий рог за плечи перекинуть!

В поля! В поля! Там в зелени бугров

Охотников внимательные взоры

Натешатся на острова лесов

И пестрые лесные косогоры.

А вот прекрасное описание охоты на тетеревов с подружейной собакой: <Собака ... остановилась на всем скаку и замерла, как под ударом волшебного жезла. В ту же минуту замерло и ваше сердце. Вы знаете, что тут красная дичь... Вы знаете, что собака осторожна и ни за что не погонит, а между тем невольно ускоряете шаг. Вы подошли, вы взглянули на курки, все исправно - вы готовы. Собака подается вперед, и в десяти шагах перед вами с треском лучеобразно поднимаются темные пятна, как осколки от взлетевшей бомбы. Решайтесь скорее, выбирайте для вашей цели одно из этих пятен, а то будет поздно>.

После увольнения из армии в бессрочный отпуск Фет уезжает путешествовать по Европе. В Париже он встречается со старой знакомой Марией Боткиной и женится на ней.

Возвратившись в Москву, Фет думает заняться профессионально литературой, выпускает двухтомник своих произведений, но они не имели успеха, не нашли покупателя. Поэзия Фета не отвечала духу времени, в ней не было борьбы за социальную справедливость. Поэт конкретно воссоздавал в лирике мимолетные душевные настроения, его поэзия музыкальна и мелодична, он имеет дело не со смыслом, а со звуком - податливым материалом для выражения минутного настроения.

Фет не отвечал на жгучие вопросы времени, в котором жил. Наоборот, он призывает к молчанью:

Учись у них - у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою

минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Поэт покупает хутор Степановку в Мценском уезде и уезжает из Москвы. Стал сеьезно заниматься сельским хозяйством : отделал дом, посадил сад, выкопал пруды, колодцы, сделал дорогу и, конечно же, завел охоту. Тургенев, часто приезжавший в Спасское (что тоже в Мценском уезде), посещает Фета, и они вместе охотятся. Любимая ружейная охота сближала Тургенева с Фетом. В своих письмах из Франции Тургенев явно, по-хорошему, завидует Фету: <Сегодня Петров день (день открытия охоты в России), любезнейший Афанасий Афанасьевич... и я не на охоте! Воображаю себе Вас... на охоте. Вот поднимается черный из куста - трах! Закувыркается оземь краснобровый...>. И вот еще: <Вы теперь, чай, травите волков - а мы здесь стреляем по диким козам и по фазанам. Иногда поневоле вздохнешь о дупелях или... тетереве>.

Поэт мало писал, проживая в своем поместье. Только на склоне лет он вернулся к творчеству, выпустив четыре сборника стихов под общим названием <Вечерние огни> (1883-91 гг.).

Произошла перемена и в жизни поэта... В 1877 году он оставил занятия сельским хозяйством, купил в Курской губернии (на реке Тускари) усадьбу Воробьевку и весь ушел в творчество. Помимо стихов занимается переводами, издает Горация, Ювенала, Овидия, Вергилия, Гёте и других древних и новых поэтов. Фет впервые перевел на русский язык трактат Шопенгауэра <Мир как воля и представление>. В 1890 году пишет мемуары <Мои воспоминания> и <Ранние годы моей жизни>.

Читая Фета, П.И.Чайковский как-то заметил: <Фет есть явление совершенно исключительное...> А вот что говорит Л.Н.Толстой: <И в воздухе за песнью соловьиной разносится тревога и любовь>! - Прелестно!... Такая непонятная лирическая дерзость - свойство великих поэтов>.

Последние годы жизни Фет жил в Москве, и скончался 21 ноября 1892 года. На могиле поэта, охотника, природолюба можно бы написать его же стихи:

Я в жизни обмирал и чувство это знаю,

Где мукам всем конец и сладок

томный хмель;

Вот почему я вас без страха

ожидаю,

Ночь безрассветная и вечная

постель.











А. Клепцов синтетическое масло HONDA accord. всегда на складе . как закрепить ванну