На рыбалке с пращуром




Кому-то рыбалка предпочтительнее зимняя, кому-то летняя. У каждой много своих приверженцев и бесполезно с ними спорить, но много есть и <двоякодышащих>, т.е. одинаково любящих как зимнюю, так и летнюю рыбалку. И все-таки мне зимняя рыбалка больше привлекательна, ждешь ее с нетерпением и это ожидание более волнительное, чем перед летним сезоном. Почему так? То ли потому, что резко меняется всё вокруг и по цвету, и по очертаниям, и по условиям рыбалки. То ли потому, что зимняя рыбалка гораздо труднее, вырабатывает характер, очень подвижная и энергоёмкая (в смысле затраты сил и энергии человеческого организма). Одним словом, это занятие для сильных и мужественных людей. Летом совсем другое дело. Вокруг тишь и благодать, и даже в дождь - это великое сидение. Оговорюсь, что это не касается спиннинга и мормышки, которые по своей сути ходовые, подвижные рыбалки и тоже требуют сил и энергии. А может быть, зимняя рыбалка привлекает нас потому, что испокон славяне боролись за свое существование в суровых условиях, и только слабые ушли с родных земель в теплые края. Летом наши пращуры кормились так-сяк, а в суровые долгие зимы переходили на рыболовство и охоту, поэтому и зовет нас на лед вековая привычка предков.

Вот и сейчас я сижу на льду любимого водоема и мысленно переношусь в далекую раннехристианскую эпоху. Вот они, мои пращуры, тоже сидят на льду и ловят себе на пропитание. Интересно, чем они ловят? Помню, в музее я видел древние орудия рыболовства. Это были костяные и металлические кованые крючки. Глядя на них, я невольно улыбался - да разве можно на такие примитивные и громоздкие крючки что-то поймать! А факт остается фактом, если крючки такие были и дошли до нас, значит, русичи что-то на них ловили. А почему бы и нет, ведь наверняка в те далекие годы и вода была чище, и рыбы больше, да и экземпляры покрупнее.

И вот мы с моим пращуром сидим на одном и том же озере, только я в 21-ом веке, а он в - 11-ом. Так на что же он там ловит? Скорее всего, леска из конского волоса, а может быть, уже и суровые нитки появились, ведь люди ходили в холщовых шитых рубахах. Ан нет, он пришел проверить верши. Ну да, конечно, верши, ведь на удочку много не поймаешь, а ему семью кормить надо. Тяжеловато в таком льду проделать прорубь, намахаешься топором. Наверное, были и другие способы зимней ловли, но верши вероятнее всего. А сети? Какие сети, ведь из льняной пряжи сеть не свяжешь, а если свяжешь, то на одну только рыбалку - размокнут, щуки да судаки порвут в клочья. Ни капроновых, ни кордовых нитей пока еще нет.

А вот архангелородцы рассказывали мне, что у них до сих пор еще существует древний способ зимней ловли. Группа рыболовов в глухозимье вырубает во льду корыто примерно два на три метра и на две трети толщины льда. Затем в одном из углов этого корыта пробивают отверстие для воды, примерно полметра в диаметре. Вода заполняет корыто, его покрывают еловым лапником и так оставляют на ночь. Рано утром рыбаки приходят к проруби и специально приготовленным кляпом из досок или пучков соломы затыкают отверстие в корыте, перекрыв тем самым возможность ухода рыбы в глубину, и снимают лапник. Стремясь к обогащенной кислородом воде, рыба за ночь заполняет корыто, и рыбакам остается только вычерпать её. Знал ли мой пращур такой способ?...Конечно, знал.

Ну да ладно, пусть он там себе ловит, а я, в ком живет дух и навыки пращура, займусь своим делом. И леска у меня попрочнее, и блесна - хоть сам хватай, а вот с окунями и судаками похуже, чем у воображаемого соседа. Ага, вот и мне попался окунь, не гигант, конечно, но всё же улов. Ах, окунь, окунь, сколько тебя за тысячелетия переловили, а ты и сейчас самый популярный на рыбалке. Окунь, окунь... а почему, собственно, его так назвали. Попробую представить...

Идут берегом предки-рыболовы и видят, как в воде мелькают рыбки, и напоминает им это сверкание малодоступную для земледельца серебряную монетку куну.

- Глянь, тятя, опять рыбка окунулась (окунулась, значит, превратилась в куну, в денежку).

- А вот мы сейчас червяка насадим и поймаем твою окуну.

Так и повелось - окуна да окуна - а потом и в окуня превратилось это слово. Так это было или нет, поди проверь. А может быть, окуня назвали так, потому что он лупоглазый, большое око у него, потому и окунь. Вот и у меня эти самые глазастики уже составили хорошую кучку. Конечно, я ловлю не для того, чтобы прокормить семью, но на хорошую уху хватит.

А мой пращур, отделенный от меня тысячелетием, мучается с вершей. Пока пытался вытряхнуть из неё улов, она успела обледенеть. Взвалил вершу на плечо и понес домой, там проще разобраться. Тяжкий это промысел. А может быть, ловили так, как мне однажды довелось видеть в глухой сибирской деревеньке домов в десять. Перед самым ледоставом всем обществом идут люди на речку и неводом облавливают два-три омута. Рыбу тут же, на берегу, делят между всеми. Если мало поймали, то на другой день облавливают другие два-три омута, и рыбы хватает на всю зиму.

Да, наверное, так мой пращур тоже поступал, ведь в одиночку в суровых условиях не проживешь. Это сейчас рыбалка чаще всего превращается в спорт, в забаву, и не является источником существования. Но все же связь времен и поколений сохранилась и не должна прерываться. За нами придут другие поколения, и наш долг сохранить для них Природу и её обитателей, как сохранили её для нас древние русичи.



















Евгений Башкиров Конвекторы отопления встраиваемые в пол в каталоге