Контра-басс




Ну вот, Кузьмин устроил еще одну <неделю длинных ножей> на Кипре. Много басса пострадало. И наполнились радостью и желанием сердца любителей половить рыбку спиннингом, и проснулось у многих желание, и изыскали они возможности. Но тут... Так уж получилось, что мэтр, рассказывая о своих приключениях, подает все несколько в радужном свете. Трудности и лишения обычно приходится освещать мне...



Сразу оговорюсь - поездка прошла на редкость без накладок и неурядиц, если исключить погодные явления. И еще скажу - в основном мы как раз за неурядицами и ехали. Точнее сказать, мы их специально выискивали, дабы идущие по нашим следам не разбили себе все, что можно, об эти самые <бытовые проблемы>. И, если честно, проблемы могли иметь место.

Во-первых, Кипр - это вам не Европа. Несмотря на приглашение оного в Евросоюз. Так уж сложилось, что отдыхают там, в основном, наши соотечественники (это в сезон), да пожилые пары из Англии да Германии (это сейчас, когда в море лезть холодновато). И сервис там весьма соответствующий. Говорят, что русские приносят до 35 процентов денег на Кипр. И хотя киприоты понимают, что туристы и есть самое полезное ископаемое, <добываемое> на острове, отношение к ним несколько, так сказать, условно-ровное. Примерно как в Ялте. Ну, разве что, подешевле малость.

Трудности могут возникнуть прямо в зале прилетов. Несмотря на пока безвизовый режим, пограничник может завернуть любого человека, вызывающего у него малейшее сомнение в благонадежности. При нас домой отправились 9 человек по причинам часто необъяснимым. Не любят людей с чистым паспортом - жена прошла, мужа завернули. Не любят молоденьких девушек, часто там бывавших. Странно, почему? Завернули даже гражданку Казахстана с визой.

Далее. Встречающая сторона, а обычно это местная фирма, которой владеют или совладеют наши сограждане, предстает в лице миловидной девушки, которая утомленным тоном сзывает всех в автобус и лениво сквозь зубы рассказывает в течение поездки, что <не влезай - убьет, не суй - оторвет и меняй валюту у меня...>. В нашем случае (и, надеюсь, в дальнейшем) девушка была малость подкована насчет целей и задач нашей группы и вела себя сдержанно.

Маленькое отступление от темы. Мы нашли в Москве туристическую фирму, которая очень быстро <въехала> в наши требования, организовав непосредственно отсюда все, что можно было организовать, включая лицензию на ловлю рыбы и беседу с представителем местной <гильдии рыболовов>. Кое-что мы даже не стали заказывать отсюда, с целью сделать это на месте - получится ли? Получилось. Тоже, правда, по наводке <отправляющей стороны>...

Да. Так вот. Все примерно представляли, что едут четверо чокнутых из России ползать по горам с удочками. И что от них ждать - неизвестно.

Отель нам достался весьма и весьма. Как потом выяснилось, русские там почти не появляются, а основные постояльцы - пожилые англичане. Наследие колониального прошлого... Поэтому появление четырех особей мужеска полу из России вызвало некий шок у портье - очевидно, он представил себе неминуемый пьяный дебош, девочек, цыган и медведя. Еще больший шок портье испытал вечером, став свидетелем беседы Кости Кузьмина и Володи Дудченко с пожилой английской парой о достоинствах футбольного клуба <Манчестер Юнайтед>. Естественно, на языке оригинала.

Утром следующего дня вовремя принесли лицензии и долго объясняли, какая рыба водится. Будто мы не знали без них. Очевидно, за это и еще за доставку содрали лишние 10 фунтов, а это почти 20 наших долларов. Кстати, ободрать туриста стараются все. И очень обижаются, если не обдирается. Вовремя пригнали и машину. Правда, вместо Тойоты Короллы - Рено Клио. Класс, сказали, один и тот же. Вместительность, правда, несколько меньше. Если будете заказывать машину - внимательно читайте мелкий шрифт в договоре. И проверяйте наличие страховок - а то деньги за страховку возьмут, не сделав ее. Как мы поняли потом, уже когда настало время сдаваться, что ездили под угрозой <от 500 долларов и выше> за что угодно. Теперь будем заказывать прямо из Москвы через туроператора. И хотя технических трудностей при аренде на месте не возникало, мы решили, что нервы дороже.

Еще о машинах - движение неправильное, левостороннее. Если опыт вождения в Москве есть - привыкаешь примерно через день. Несмотря на левостороннее движение, действует правило <правой руки>. И на круговых развязках, весьма часто там встречающихся, уступать надо движущимся по кругу. Двигаются естественно, по часовой стрелке. Дорогу переходить мы, правда, не научились до самого конца - рефлексы подводили. Влада Новикова чуть <Мерс> не переехал.

Прокатные машины имеют красные номера, в отличие от <регулярных> белых и желтых. Водителей <красных> машин все <держат за лохов> - бибикают, моргают, обгоняют и <пальцы> показывают. Правда, если начинаешь вести себя <по-московски>, тут же все нормализуется. Стоит помнить, что пользование поворотниками местное население считает дурным тоном.

Машину дают с полным баком. И за это сразу берут деньги. Из расчета <доллар-литр>. На деле немного дешевле. Фенька в том, что когда машину сдаешь, какая-то часть бензина, тобой уже оплаченная, остается в баке - трудно рассчитать и сжечь все без остатка. Поэтому прикидывайте заранее расход, чтобы не умножать капиталы курьера-развозчика на 10-20 долларов.

Если вы думаете, что заправка авто бензином - задача весьма простая, то тут я вас разочарую. Если на трассе Ларнака-Лимассол заправки случаются более-менее регулярно - одна километров на 30, то в направлении Пафоса заправок на трассе нет совсем. Те, что есть, расположены в удивительно запутанных городках, и найти их без помощи полицейского или местного водилы нет никакой возможности. Стоит ли говорить, что большинство дамб расположено как раз в направлении Пафоса... Мой вам совет - заправляйтесь в Лимассоле. На набережной подряд 3 или 4 заправки.

На проселочных дорогах стоит опасаться каменюк - как тоже выяснилось весьма поздно, масляный картер от повреждений на Кипре не страхуется никогда. Однажды мы были весьма близки к неприятностям - камень ощутимо поцарапал днище <Рено>, отскочив от колеса. Бензобаки, кстати, расположены весьма низко и поголовно пластиковые. Оптимизма тоже не добавляет. Джип однозначно лучше, хотя заметно дороже при аренде. Многие дамбы расположены на удалении от автобана, и последние 5-10 километров горной дороги - проселок по нашим меркам. В сухую погоду свободно проходимый. Но однажды мы попали под вечер в сильнейший ливень, и поскольку Влад Новиков именно в этот момент вспомнил свою привычку приходить на финиш несколько позже назначенного срока, мы испытали немало <приятных> минут, пробираясь в полной тьме при неверном свете фар, поминутно стукаясь днищем непонятно обо что. То, что недавно было дорогой, а теперь изображало горную речку с камнями, довольно глубокую и до неприличия грязную.

Вроде бы о машинах все. Да, еще - автомобильные карты Кипра весьма легкомысленны - масштаб оставляет желать лучшего, и дороги там несколько неоднозначно изображены. Иных уж нет... Мы пользовались тремя картами. Одновременно. Это давало более или менее приличное представление о реальности. И даже при этом однажды мы поехали не совсем туда, а в другой раз совсем не туда. Поэтому человек с навыками штурмана желателен.

Экипировка. Этот раздел должен быть описан весьма подробно. Обувь обязательно должна быть водонепроницаемой. Хотя из-за огромной глубины водохранилищ хождение вброд не предусмотрено, Кузьмин однажды в пылу борьбы с крокодилообразным судаком ступил-таки в водицу. Судак сбежал, но <Гор-текс> влагу не пропустил, и шеф остался сухим. И в дождь тоже было ему комфортно - трое его спутников ловили в кроссовках, к концу ловли выливая из них литра по два. Добавлю, что ползанье по крутым склонам часто приводит к вывихам и растяжениям в лодыжках, и голенище с плотной шнуровкой очень и очень желательно. Даже лучше не со шнуровкой, а с застежками типа <липучек> - большинство из того, что на Кипре растет, снабжено иглами, зацепами и колючками весьма внушительного размера. Шнурки постоянно цепляются и быстро развязываются. Ходят слухи о наличии змей системы <гюрза>, так что и с этой точки зрения голенище не лишнее.

Большую помощь в вертикальных перемещениях оказывают стада коз, коих там великое множество. Помимо многочисленных шариков, козы производят также некоторое подобие тропинок, по которым можно двигаться с меньшим риском сломать себе шею. В дождь, правда, польза от этих тропинок весьма эфемерна.

В <зимнее время> на Кипре достаточно тепло - до 20 градусов, но нам как обычно повезло: в один день было даже около +3, что, по сути, является минимумом для побережья. В горах выпадает снег и стоят легкие морозы. Поэтому <Полартек> вкупе с термобельем и ветровкой из <Винд Блока> стоит иметь в виду. Штаны должно иметь из непромокаемого материала типа <чертовой кожи>, остальное - колючкам не помеха. Про шорты и футболки даже в жару лучше забыть, чтобы потом не было мучительно больно - занозы выходят из тела долго и болезненно.

Кепка и поляризационные очки нужны - если нет дождя, солнышко слепит очень даже весьма.

Снасти себе подбирает каждый на свой вкус. Скажу только, что лайтовый спиннинг я даже не расчехлял, и 80 процентов рыбы было поймано на разнообразные джиговые приманки средним весом в 14 граммов. Остальное - на спиннер-бейт, тоже немаленького веса.

Что делать с пойманной рыбой - весьма неясно. Некоторые из нас по достоинству оценили кулинарные способности Влада Новикова, в <полевых> условиях пожарившего нескольких бассов и сварившего в конце концов тройную уху, несколько похожую на бульон за неимением многих составляющих. Некоторым не досталось. Основная часть рыбы была скормлена местной популяции Felis catus, или кошки домашней полудикой разнообразной. Котяр там весьма много, они разнообразно и весьма пестро окрашены, людям доверяют, но на руки не идут. Около 30 килограммов рыбы было роздано десятку мяукающих тварей, у которых за неделю развился некий <культ небожителей> - собираясь под нашими балконами, они исполняли некий намаз на наши окна. А когда, будучи в весьма легкомысленном настроении, мы исполнили им грустную песню <У Кошки Четыре Ноги...>, они окончательно уверовали. Правда, к окончанию экспедиции они уже не могли смотреть на эту рыбу...

В холодильнике-минибаре помещается ровно 4 килограмма нечищенного басса, и за два дня он успевает замерзнуть так, что будучи завернутым в два пакета и шмотки, доезжает до столицы нашей родины неповрежденным. Теперь я буду делать филе на месте - по вкусу басс намного превосходит судака, не имеет костей и реально соперничает с ручьевой форелью - вниманию рестораторов!

Из области быта. Не увлекайтесь покупкой сувениров и вина в городе - все то же самое есть в <Дьюти Фри> в Ларнаке, дешевле и качественнее. К ресторанчикам, имеющим меню на русском или еще хуже - русскоговорящих зазывал, относитесь весьма настороженно - цены там ломовые (русские же и раскормили!), кухня - абсолютно непотребная. Нормально можно пообедать в английских барах или ресторанах, ориентирующихся на европейскую кухню. А еще лучше взять полупансион в отеле - завтрак <про запас> - ловля - плотненький ужин с двумя-тремя подходами и бутылочкой-другой вина. Кстати, лучшее кипрское вино - Коммандариа - крепленые сладкие вина наподобие крымских портвейнов, с моей точки зрения, весьма посредственные. Для любителей <нормальных> вин - <Святой Пантелеймон> в белом, красном и изредка розовом исполнении. Полусладкие вина по оценке выпивавших - предпочтительнее. Сухие - весьма кислые и терпкие. Полусухие и сладкие достаточно редки и часто невысокого качества.

Если вы берете с собой электроприборы, хотя бы зарядник для мобильного телефона, озаботьтесь переходником с идиотского трехштекерного стандарта, в отеле потребуют 1-2 фунта (там, кстати, 3 разновидности вилок!), или просто захватите с собой отверточку. Дальше понятно.

И напоследок. Хочется надеяться, что все трудности обойдут вас стороной, хотя бы потому, что прошедшую экспедицию можно рассматривать и как прообраз коммерческих туров за бассом. По крайней мере, турагенство, организовавшее нашу поездку, уже оценило перспективность данного направления туризма. Так что, скорее всего, ждать появления специализированных рыболовных маршрутов <На Кипр за бассом> осталось недолго. Следите за рекламой!





















Сергей Титов вип зал в Домодедово