Очередные задачи охотничьей власти




Руководители территориальных подразделений Охотдепартамента - участники Всероссийского совещания государственных органов управления охотничьим хозяйством, прошедшего недавно во Пскове, рассказывают о проблемах своих регионов.



ДЕЛО И ДЕНЬГИ



О некоторых сторонах деятельности в современных условиях органов госохотнадзора рассказывает начальник Охотуправления Ярославской области В.В. ШУКЕВИЧ:

- Раньше 50% от суммы штрафа, наложенного на браконьера, мы платили человеку, вскрывшему факт браконьерства. А 50% за вычетом налогов оставалось у нас. Сейчас все до копейки перечисляется государству. И когда возникает нужда в деньгах, мне приходится просить их у администрации области. Вот, к примеру, борьба с волком. Мы платим премию в 3000 рублей за каждого добытого волка, независимо от пола и возраста. Эти деньги я выпрашиваю у губернатора А.И. Лисицына.

А что такое волк? Недавно я на вертолете летал по следам за стаей из 5 пяти волков. За четыре дня они задрали четырех лосей. Задавят лося, пожрут его тепленького, остатки бросят и идут дальше. На следующий день все повторяется. Я считаю, что экономить на истреблении волка недопустимо!

Нужно на них охотиться. Как? Сегодня редко какого волка удержишь флажками. Приходится использовать <Бураны>. А <Бураны> - это горючее, запчасти. Словом, опять деньги.

По-моему, надо вернуться к прежней практике и начать аккумулировать деньги от штрафов на каком-то специальном счете, откуда бы они, по мере необходимости, возвращались к нам. Хорошо, что у меня с губернатором области существует взаимопонимание по основным вопросам. А если где-то глава администрации заартачится и не захочет давать деньги? Где их брать?

Мне кажется, что подготовленный проект закона <Об охоте и охотничьем хозяйстве> ничего, кроме вреда, не принесет. Всем сторонам, участвующим в подготовке законопроекта, - Охотдепартаменту, Росохотрыболовсоюзу и Минприроды - надо найти компромиссное решение накопившихся за последние годы проблем.

У нас 85% всех угодий закреплено за Ярославским областным обществом охотников и рыболовов. У меня нет никаких распрей с руководством этого общества. Мы все делаем месте, сообща решаем все вопросы.

При перезакреплении угодий в 1999 году для каждого района в зависимости от географических условий (характера местности, наличия лесов, полей, лугов, водоемов и тому подобного) были установлены основные нормативы: нагрузка на одного егеря, плотность основных видов охотничьих животных и другие. Охотуправление внимательно следит за соблюдением этих нормативов. Пока никто не нарушал наших требований.

Со своей стороны, я понимаю, что бедный охотпользователь не в состоянии вести охотничье хозяйство так, как это требует время. Вот, например, прошлой зимой мы усиленно кормили кабана в местах его концентрации. Кормили до таяния снега. И это принесло свои результаты - увеличилась плотность животных, не было отхода кабана. Животные почувствовали нашу заботу о них. В одном месте кабаны сбегались прямо к <Бурану> и ждали, когда их будут кормить. У егеря из рук брали мороженую селедку. Но чтобы провести подкормку зимой, опять нужны деньги - на корма, на эксплуатацию <Буранов> и тракторов. А где общества их возьмут? Только из членских взносов и от продажи лицензий.

Поэтому мы не приветствуем переход людей в стан <диких> охотников. Тем более что введение единого государственного охотничьего билета в нашей области ничего не изменит. Он стоит копейки, и, конечно, все охотники заплатят за его приобретение. А потом они вернутся обратно в свое общество. Угодий общего пользования в области очень мало. А за охоту в угодьях ООиР с постороннего возьмут гораздо дороже. Вообще, считаю, что на сегодняшнем этапе не надо ущемлять Росохотбыроловсоюз, который, в целом, выполняет свою работу. Другое дело, что во многих регионах стали бездельничать. Есть, к сожалению, председатели, старающиеся снять сливки, нахапать побольше. Они проведут коммерческую охоту для себя, купят <Тойоту>, а на свое хозяйство им наплевать. Да и денег на охрану, на биотехнию не остается - все разворовано. Но не все же такие. А рушить всю систему общественных охотничьих организаций из-за отдельных нечистоплотных руководителей как минимум неразумно.



ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВ

Своим мнением о том, кто и чем должен заниматься в охотничьем хозяйстве страны, делится начальник Ленинградского охотуправления А.А. КОЖАЕВ:

- Предоставление населению права на охоту на территории Российской Федерации должно быть прерогативой государственных органов управления охотничьим хозяйством.

На Охотдепартамент возложены обязанности по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных. Одной из важнейших мер по пресечению браконьерства в охоте является лишение охотника права на охоту, которое производится путем изъятия охотбилета. Но если билет, дающий право на охоту, выдан общественной организацией, то представители государственных органов (в том числе и госохотнадзора) по закону <Об общественных организациях> не могут изъять его у нарушителя правил охоты.

Допустим, что общественная организация сама избавилась от браконьера, затесавшегося в ее ряды. Это не помешает ему тут же вступить в другое общество охотников и получить новый охотбилет.

Поэтому, повторюсь, и наделение, и лишение человека права на охоту должно осуществляться исключительно государством. А общества охотников и другие охотпользователи должны заниматься ведением охотничьего хозяйства и организацией охоты для своих членов или клиентов.

В Ленинградской области 70% угодий предоставлены охотпользователям. 13% занимают заказники и 16% - угодья общего пользования. Всех наших пользователей условно можно поделить на старых и новых. Старые представлены обществами охотников, созданными еще при Советской власти, а новые - в основном коммерческими структурами. Последние, как правило, лучше ведут охотничье хозяйство. Они знают, чего хотят и как этого добиться. Новые структуры вкладывают реальные и немалые средства в охрану, в биотехнию. Они по-настоящему обслуживают охотника, правда, и берут за охоту немало. Во многом благодаря их эффективной работе у нас в последние годы растет численность кабана, лося, пушных зверей, пернатой дичи. Численность медведей остается стабильной - около 1500-1700 голов.

Старые, традиционные пользователи тоже просят неплохие деньги за охоту в своих угодьях. Но при этом, как показала практика, они тратят значительно меньше сил и средств в развитие своих хозяйств. Обслуживания охотников как не было, так и нет. Эти организации на самом деле только пользуются тем, что им досталось от государства, и совсем не думают о будущем.

ОХОТА БЕЗ ПРАВИЛ

О перипетиях принятия новых Правил охоты рассказывает начальник Ивановского охотуправления Е.В. ВОЛКОВ:

- Принятый в 1995 году закон <О животном мире> изменил трактовки некоторых старых понятий и ввел ряд новых. Так, например, понятие именной разовой лицензии стало распространяться на все виды охотничьих животных. Был изменен порядок передачи в пользование охотничьих угодий. Отныне это стало проводиться по долгосрочной лицензии, а не по договорам, как это было раньше.

Таким образом, некоторые положения старых Правил охоты в Ивановской области и нового закона вошли в противоречие. По этому поводу у нас состоялось около 10 судов, после чего органы юстиции Ивановской области рекомендовали Администрации привести Правила охоты в соответствие с действующим законодательством. На основании этого губернатор дал соответствующее поручение и мы приступили к переработке Правил.

Разрабатывая новые Правила, мы постарались учесть максимум предложений и пожеланий всех заинтересованных организаций. Проект Правил был опубликован для всеобщего обсуждения. В итоге губернатор своим постановлением утвердил новые Правила охоты в Ивановской области, и они вступили в силу с 1 марта 2002 года.

Прошло какое-то время, и от общественных охотничьих организаций области стали поступать жалобы на то, что новые Правила не соответствуют действующему законодательству. После 6 заседаний областной суд пришел к следующим выводам. В Правилах должны быть четко оговорены точные сроки весенней охоты. Раньше я, как начальник охотуправления, готовил приказ об открытии весенней охоты, сообразуясь со складывающейся ситуацией (приходом весны, прилетом птиц и т.д.). Суд отказал охотуправлению в праве самим определять сроки охоты как организации, не уполномоченной самостоятельно устанавливать какие-либо правовые нормы. Далее. Мы согласовали Правила с Охотдепартаментом Минсельхоза. Суд посчитал это недостаточным и потребовал согласовать Правила на уровне министра сельского хозяйства РФ. И, наконец, указал на необходимость проведения государственной экологической экспертизы нового документа в Минприроде. Готовя Правила, мы согласовали их с Ивановским областным подразделением Минприроды, но этого тоже оказалось недостаточно. В конце концов суд принял решение об отмене Постановления губернатора, которым он ввел новые Правила охоты.

Сроки весенней охоты в этом году утверждал губернатор по представлению охотуправления Ивановской области. В своих действиях мы руководствовались положениями закона <О животном мире>.

Новые Правила охоты в Ивановской области были направлены в Минсельхоз. В настоящее время есть поручение первого заместителя министра СХ С.А. Данкверта о передаче их в Минприроды.

ОХОТНИЧЬЯ ЯКУТИЯ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ

К РОССИИ

О создании Управления по охране, контролю и использованию охотничьих животных Республики Саха (Якутия) рассказывает начальник этого управления Е.Е. АНТОНОВ:

- В 1995 году по Указу Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева было проведено объединение Управления охотничьего хозяйства, Рыбинспекции и Управления водных ресурсов и создания на базе этих организаций Управления охраны животного и растительного мира. Новое управление вошло в состав республиканского Министерства экологии и природопользования. В последствии Министерство экологии было реорганизовано в Министерство охраны природы. Так, бывшее Управление охотничьего хозяйства растворилось в органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и вышло из непосредственного подчинения Главохоте (ныне Охотдепартаменту). Конечно, все эти годы мы поддерживали кое-какие деловые контакты с Главохотой.

И вот недавно в результате совместных усилий Охотдепартамента, Правительства и Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова при активном участии полномочного представителя Президента РФ по Дальневосточному федеральному округу К.Б. Пуликовского было принято решение восстановить вертикальную федеральную структуру. 13 марта 2003 первый заместитель министра сельского хозяйства РФ С.А. Данкверт подписал приказ ©389 о создании Управления по охране, контролю и использованию охотничьих животных Республики Саха (Якутия).

Нам предстоит много сделать, чтобы восстановить ту былую нормальную рабочую атмосферу, которая была у нас, когда в республике действовала структура Главохоты России.





ПОТЕРИ И ПРИОБРЕТЕНИЯ ОХОТХОЗЯЙСТВА <АСТРАХАНСКОЕ>



О попытках передела угодий и собственности охотхозяйства <Астраханское> рассказывает его директор Н.А.ФРАНОВ:

- Госспецохотхозяйство <Астраханское> было основано в 1967 году на основании Приказа ©456 от 14.11.67 г. Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете министров РСФСР на базе Лиманского заказника со специализацией - дичеразведение.

Впоследствии были присоединены еще два охотучастка для организации охоты Л.И.Брежнева и других высокопоставленных особ. На основании внутрихозяйственного охотустройства от 1986 г. за ГОХ <Астраханское> были закреплены охотничьи участки: Лиманский (3000 га), Карайский (120000 га) и Гандуринский (110000 га). В 1989 году Гандуринский участок был передан очень богатой и влиятельной в нашей области организации - <Рыболовпотребсоюзу>. Передача прошла по законам того времени (а точнее, из-за отсутствия в те годы надлежащих законов), и сейчас вернуть этот участок не представляется возможным. В 1990 и 1991 гг. часть угодий Карайского участка была отрезана и переведена в угодья общего пользования. На Карае осталось 75000 га. В апреле 1999 года постановлением губернатора Астраханской области А.П.Гужвина 4400 га угодий этого участка было закреплено за фирмой НП <Дельта-Трансстрой>.

В августе 1999 года на должность директора охотхозяйства <Астраханское> назначают меня. К этому моменту хозяйство имело 200 тысяч рублей долга. Были потеряны офисные помещения, мы ютились в одной комнате. 17 октября 2000 года вышло постановление губернатора об изъятии 65000 га (практически 90%) угодий Карайского участка и передаче их ООО <Астраханьгазпром>. В августе 2000 года в пользу московской фирмы (ЗАО <Карай-Эко>) у охотхозяйства был изъят кордон ©1 <Центральный> - так называемая Брежневская дача, на 49 лет. В апреле 2001 года был подписан договор о передаче в аренду ЗАО <Карай-Эко> имевшегося у нас теплохода (типа <Ярославец>) на 5 лет.

18 июля 2001 года был подписан договор о передаче в аренду на один год ООО <Астраханьгазпром> кордона ©4 <Морской>. За этот год они собирались оформить документы и выкупить кордон. Вот так славно нас <пощипали> за эти годы!

Передача 65000 га угодий Карайского участка ООО <Астраханьгазпром> состоялась незаконно, и в декабре 2000 года была подана в Природоохранную прокуратуру Астраханской области претензия о нарушении законодательства. В апреле 2001 года был издан приказ Охотдепартамента МСХ РФ о смене статуса охотхозяйства. Из унитарного предприятия оно стало государственным учреждением. А 1 июля 2001 года Федеральное государственное учреждение <Государственное опытное охотничье хозяйство <Астраханское> (так правильно мы теперь называемся) перешло в прямое подчинение Охотдепартаменту МСХ РФ. Будучи государственной организацией федерального подчинения, мы обязаны получать разрешение в Минсельхозе на изъятие у нас любых угодий, любого имущества. А у нас все отняли без всяких согласований с Москвой. Пошли суды.

25 сентября 2001 года состоялся суд с ООО <Астраханьгазпром> по поводу 65000 га угодий Карайского участка. Суд вынес решение о возвращении угодий нам. 29 ноября по апелляционной жалобе состоялся повторный суд, который оставил в силе решение суда первой инстанции. Угодья нам вернули, и весной 2002 года, как только сошел лед, мы поставили свои аншлаги.

Летом прошлого года у ООО <Астраханьгазпром> истек срок аренды кордона ©4 <Морской>. По поводу этого кордона в 2003 году состоялось два суда с ООО <Астраханьгазпром>. Последний арбитражный суд, состоявшийся 25 февраля, вынес решение об освобождении арендуемого помещения. До вступления в законную силу решения первой инстанции у них есть право подать на апелляцию. Чем они и воспользовались. Суд по апелляционной жалобе ООО <Астраханьгазпром> состоялся 22 апреля 2003 г., по которому было вынесено решение: оставить решение первой инстанции без изменения. Теперь у них есть право в течение месяца подать кассационную жалобу в г. Казань.

Арендаторы центрального кордона - Брежневской дачи - снесли одну из переданных в аренду построек и возвели баню. Они не имели права делать ни то ни другое. Снос любых старых зданий должен был быть согласован с ГООХ <Астраханское> как с балансодержателем.

Возведение любых новых зданий в природоохранной зоне должно пройти экологическую экспертизу. Представители прокуратуры, рыбинспекции, экологической инспекции и жилищной комиссии, выезжавшие на кордон в ноябре 2002 г., зафиксировали нарушения, допущенные арендатором. Постановление губернатора о передаче в аренду Брежневской дачи было аннулировано по иску прокуратуры. По другому иску в арбитражный суд было заявлено о недействительности сделки, т.е. заключения договора аренды Брежневской дачи. Суд по этому иску, прошедший 10 апреля, был отложен на 29 апреля 2003 г. на предварительное рассмотрение.

На сегодня у нас не возвращены 4400 га угодий, отданных в аренду НП <Дельта-Трансстрой>, но сейчас мы готовим материалы в суд.





Алексей САУРИН:

<НАМ УДАЛОСЬ ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ>



Специально для <РОГ> руководитель Охотдепартамента А.И. Саурин подвел некоторые наиболее важные итоги работы системы и обозначил перспективы развития охотничьего хозяйства России в ближайшем будущем



К сожалению, в недавнем прошлом вертикаль управления охотничьим хозяйством России была нарушена. В некоторых регионах территориальные подразделения Охотдепартамента были фактически упразднены, а руководство охотничьим хозяйством практически перешло под полный контроль исполнительной власти субъекта Федерации. В отдельных случаях охоту и ведение охотничьего хозяйства подмяли под себя разного рода преступные сообщества.

Нам удалось исправить ситуацию, и в настоящее время во всех субъектах РФ созданы подведомственные Охотдепартаменту управления по охране, контролю и использованию охотничьих животных. Таким образом стройная вертикаль государственного управления охотничьим хозяйством была восстановлена на всей территории страны.

Однако просто наладить руководство отраслью недостаточно. Необходимо обеспечить наших сотрудников всем необходимым для того, чтобы они могли эффективно выполнять свои обязанности. Два года назад капитальные вложения составляли 1 млн 600 тыс. рублей. В прошлом году они составили уже 25 млн. рублей. На эти деньги было приобретено 66 автомобилей УАЗ, 17 автомобилей <Нива>, 3 автомобиля ГАЗ, 4 трактора, 26 снегоходов, мотоциклы, радиостанции, лодки и моторы к ним, боевое оружие. В текущем году на капитальные вложения будет направлено 40 млн. рублей.

В целом финансирование подведомственных структур из федерального бюджета в 2002 году составило 441 млн рублей. Рост к уровню прошлого года - 24%, рост зарплаты - 20%. Помимо средств федерального бюджета для финансирования привлекались и другие средства - бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников. Их сумма составила 290 млн. рублей (14% роста к уровню 2001 года).

Основа основ любого дела - это люди. Подавляющее большинство работающих в отрасли имеет достаточный для замещения должностей стаж работы по специальности - от трех лет и выше. Но вот уровень их образования, в первую очередь профильного, оставляет желать лучшего. Особенно это касается егерского состава. Чтобы исправить положение, для специалистов среднего и низшего звена в прошлом году было организовано повышение квалификации в Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса, где открыта соответствующая кафедра. В прошлом от рук браконьеров ежегодно гибли 7-8 человек. За 2002 год мы потеряли четырех человек (в том числе одного внештатного охотинспектора), погибших при выполнении своих служебных обязанностей. Мы делаем все, чтобы до минимума сократить людские потери - это наш долг. В текущем году мы начали страховать наших сотрудников, раньше этого не было.

Особое значение в нашей работе я придаю возрождению трофейной охоты в России. Во всем мире грамотно организованная трофейная охота признана самым рациональным способом использования охотничьих животных, приносящим немалые инвестиции в охотничье хозяйство и доходы в казну государства. Именно научно обоснованная и строго контролируемая трофейная охота позволяет поддерживать и развивать популяции, а в отдельных случаях и восстанавливать численность редких видов. В целях пропаганды принципов трофейной охоты, охраны охотничьих ресурсов, формирования высокой культуры охоты у нового поколения охотников в декабре прошлого года в Москве была проведена первая международная выставка <Природа, охота и охотничьи трофеи>. Выставка, показавшая каким огромным потенциалом трофейной охоты располагает Россия, прошла с большим успехом. Она привлекла внимание не только наших соотечественников, но и иностранцев, что дает основания надеяться на привлечение иностранных инвесторов к развитию охотничьего хозяйства. С 4 по 8 декабря этого года в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства будет проведена вторая международная выставка <Природа, охота и охотничьи трофеи>, на которой организация трофейного раздела возложена на Охотдепартамент.

Одним из важных достижений последнего времени считаю прекращение того многолетнего противостояния, или даже конфронтации, которые существовали в отношениях между Охотдепартаментом и обществами охотников и рыболовов. Да, мы расходимся во взглядах на те или иные проблемы охотничьего хозяйства. Но при этом сегодня мы ведем плодотворный диалог со всеми заинтересованными сторонами, нащупываем точки соприкосновения, пытаемся сблизить наши позиции, ищем решение приемлемое для всех, а не обмениваемся выпадами друг против друга, как это было в недавнем прошлом. Мы не враги общественным организациям.

По вопросу закрепления охотугодий моя позиция такова: угодья общего пользования должны быть переданы в частные руки. Новый охотпользователь может быть представлен общественной организацией, некоммерческим партнерством, коммерческой фирмой и т.д. Главное, что все должны быть в равных условиях.

Мы же со своей стороны должны строго контролировать количество животных, подлежащих изъятию. Например, какому-то охотхозяйству мы определили квоту на изъятие кабана в 15 голов. Вот это органы госохотнадзора и должны проконтролировать. А всем остальным (проведением охот, обслуживанием клиентов и тому подобным) должны заниматься охотпользователи. И именно они, в первую очередь, должны быть заинтересованы в увеличении плотности зверя в закрепленных за ними угодьях.

Сегодня в Правительстве РФ, а точнее в Минсельхозе, Минэкономразвития и в Минфине совершенно справедливо, на мой взгляд, ставится вопрос о том, что контрольные функции в сфере рационального использования охотничьих животных должны быть сосредоточены в какой-то одной организации, в одних руках. Неизвестно, что это будет - Комитет, Федеральная служба или департамент Министерства. Важно, что мы перестанем дублировать друг друга, как это, к примеру, происходит сегодня с той же Минприродой. Они осуществляют надзор в Национальных парках, заповедниках и в тоже время проводят охоту, регулируют численность.

Поэтому, повторюсь, функции по контролю за состоянием популяций должны быть отделены от прав и обязанностей охотпользователя и закреплены за каким-то одним государственным органом. Насколько мне известно, подобной точки зрения придерживается в настоящее время и Председатель Правительства РФ М.М. Касьянов.

Что касается наделения граждан правом на охоту, то, на мой взгляд, надо начать с введение единого охотничьего билета. Затем федеральный государственный орган управления охотничьим хозяйством (не знаю, как в будущем его назовут), может делегировать право выдачи билетов общественным охотничьим организациям. Но реестр всех выданных билетов должен быть под контролем государства. Тем более что охотничий билет является одним из документов, дающих право на приобретение охотничьего оружия, в том числе и нарезного. И поэтому без государственных учета и контроля за выдачей охотбилетов тут не обойтись.

Необходимо отметить, что сегодня Охотдепартамент находится на особом положении в Министерстве. Мы чувствуем внимание и поддержку нашей работы со стороны Министра сельского хозяйства А.В. Гордеева и первого заместителя Министра СХ С.А. Данкверта, курирующего Департамент. И как бы тяжело не было с деньгами, в Министерстве находят возможность значительно увеличить средства, направляемые на финансирование отрасли (конкретные цифры я привел выше). Другими словами, Министр создает все условия для того, чтобы Департамент работал на должном уровне.

Вот вкратце неполный перечень того, что нам удалось сделать за последние два года. Не все из задуманного получилось, ряд недостатков в работе Департамента еще предстоит искоренить. В связи с этим хочу подчеркнуть, что мы открыты для конструктивной критики, активно сотрудничаем со средствами массовой информации. Для нас это особенно важно, потому что без разъяснительной работы, мы не найдем понимания в охотничьей среде. А без понимания не приходится ждать и поддержки наших усилий со стороны охотников.

В заключении хочу призвать охотников активнее сотрудничать с органами госохотнадзора в их борьбе с нарушениями правил охоты. Помните: Охотдепартамент служит на благо охотничьего хозяйства России в целом и каждого охотника в отдельности!



























Владимир Кричевский