Спиннинг для самых юных




У вас подрастает сын. Желание приобщить его к рыбалке возникает как нечто само собою разумеющееся. И, несмотря на вполне вероятные протесты жены (<Два рыболова в семье - это уж слишком!>), вы рано или поздно берете ребенка с собою на водоем. Трудно сказать заранее, насколько сыну это занятие понравится. То есть будет ли он любить рыбалку так, как любите ее вы. Но вы постараетесь всячески тому поспособствовать.





НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО

С НАСЛЕДОВАНИЕМ

Первое время мне казалось, что увлеченность рыбалкой - дело приходящее. То есть подвернется в какой-то момент оболтусу удочка или какая-то другая снасть, старшие покажут и объяснят прописные истины - если понравится, дело пойдет. В какой-то степени это действительно так, но все же, я склоняюсь к тому, не это главное. Страсть к рыбалке в большей степени передается по наследству, но чаще не напрямую от отца к сыну, а более сложным путем.

Скажу честно, я не очень силен в теории наследственности, и специалисты, надо полагать, найдут в моих размышлениях те или иные огрехи, тем не менее, у меня есть определенный набор фактов, позволяющий делать определенные выводы_

Охота и рыбалка - это древнейшие занятия человека. Меня коробит, когда понятие <древнейшая профессия> с подачи желтой прессы увязывается с чем-то абсолютно несопоставимым.

Адекватный выбор между теорией сотворения и теорией эволюции объясняет многие вещи в окружающем нас мире. В частности, если человек, как объект живой природы, на протяжении многих тысячелетий занимался какой-либо деятельностью, склонность к этой деятельности закрепляется на генном уровне и может передаваться через множество поколений. Потому вы можете открыть в себе почти органическую потребность ловить рыбу - при том, что ни ваш отец, ни другие близкие родственники по мужской линии рыбалкой сколько-нибудь серьезно не увлекались. Картина такова, что можно говорить о рецессивном гене, с которым весьма замысловатым путем передается страсть к ловле рыбы.

У большинства моих друзей и знакомых, помешанных на рыбалке, отцы и деды, если и брали в руки снасти, то так - постольку-поскольку. Да и у меня самого в двух-трех предыдущих коленах рыбу никто не ловил. Зато вот прапрадед был, говорят, до исступления одержим рыбалкой и охотой. По этой линии, надо полагать, я и получил тот самый ген, который до поры до времени <спал>, а на мне взял, да и <выстрелил>.

Это я все к тому, что приобщать отпрыска к рыбалке следует лишь в той мере, в какой у него самого будет проявляться к ней тяга. Это как с музыкой: родители порою очень навязчиво усаживают чадо за фортепьяно - в надежде, что именно из их семьи выйдет новый Шопен или Чайковский. У ребенка же зачастую, напротив, в конце концов формируется отвращение к музыке.

Возможно, для вашего сына рыбалка останется лишь одним из целого ряда увлечений - будь то игра в пинг-понг, просиживание за компьютером или бренчание на гитаре. Это тоже неплохой вариант - по крайней мере, ваши усилия не пропадут совсем уж напрасно. Лишний способ отвлечь подрастающее поколение от пагубных соблазнов, коих немало в нынешнем мире, при любом раскладе надо только приветствовать.



С КАКОГО ВОЗРАСТА НАЧАТЬ?

Спиннинг - непростой способ ловли. Поэтому едва ли здесь оправдано стремление установить рекорд из серии <плавать раньше, чем ходить>. Я сам начал ловить спиннингом лет с одиннадцати-двенадцати, но это не ориентир, поскольку рыбацкую науку мне приходилось осваивать самостоятельно. Когда рядом с ребенком есть наставник, все основные навыки он способен усвоить в возрасте восемь-девять лет или даже раньше.

Принципиально можно обучить забросу и проводке и пятилетнего, только вот контролировать его на рыбалке придется постоянно. Так что лучше все же не форсировать события.

Отмечу еще вот какой момент. Рыбалка - это мужское занятие. Исключения, разумеется, бывают, но опыт показывает, что мальчишкам освоение рыбацкой грамоты дается гораздо легче, чем девчонкам. Я сужу о том и по своим дочерям, и не только. При этом по желанию поймать рыбу девчонки пацанам ничуть порою не уступают, но вот фразу о том, откуда у кого растут руки, вспоминать приходится не раз_



РЫБОЛОВНЫЕ ШКОЛЫ

В Москве и некоторых других городах существуют детско-юношеские школы, в которых юные рыболовы имеют возможность получить необходимые знания и умения. Некоторые из них действуют на базе того, что осталось от существовавших в былые годы рыболовно-спортивных обществ, другие возникли в последнее время.

Потребность в таких центрах рыболовного образования на порядок выше существующего предложения, особенно на периферии. Поэтому, если у вас есть возможность пристроить своего ребенка в рыболовную школу, рекомендую ею воспользоваться.

Стоит только переговорить предварительно с тренером-преподавателем. Среди людей этого профиля попадаются всякие, в том числе и такие, что, увы, абсолютно трезвыми бывают очень редко_

Из более или менее известных рыболовных школ отмечу школу при клубе <Вымпел>. Хотя другие направления работы названного клуба вызывали, мягко говоря, неоднозначную оценку, работа с молодежью в нем, судя по всем внешним признакам, поставлена очень серьезно и основательно.



НАЧНИТЕ СО СНАСТИ

Все-таки, рискну предположить, ваш сын будет постигать основы рыбалки не в клубе или школе, а под вашим же руководством. Тогда велик соблазн сэкономить и выдать ему в качестве <инструмента> один из ваших спиннингов.

Проблема в том, что в числе отцовских <палок> и катушек может просто не оказаться такой пары, что подошла бы для ребенка, не имеющего пока навыков обращения со спиннингом. Причем неидеальность может быть самой разной - в одних случаях она выражается в излишнем весе, в других - в чрезмерной цене, что не менее существенно. Поэтому лучше немного дополнительно потратиться, но прикупить для сына ЕГО спиннинг.

Идеалом такового, на мой взгляд, может быть следующее. Удилище - из средне-модульного графита полупараболического строя, длина - 2,1 м, тест 5-25 г. Катушка - размера <0,2мм/100м> или <0,25мм/100м>, не обязательно с бесконечным винтом. Леска - монофильная, диаметр 0,22-0,25 мм. Весь комплект не должен быть дорогим - можно вполне уложиться долларов в восемьдесят. Тогда и сами по себе затраты получаются подъемные, и, если вдруг что-то сломается, не так жалко.

Заметьте, снасть, которую я обрисовал, относится к легкому классу, а не к сверхлегкому. И в этом есть свой смысл. Ведь ультралайт - это категория очень нежная и требующая аккуратности в обращении, которая присуща далеко не всякому ребенку. Поэтому лучше немного <огрубить> снасть, чтобы на начальном этапе не было неприятных сюрпризов.

Также обратите внимание, что я рекомендую сразу не <стеклянное> удилище, а пусть и из простенького, но из графита. <Углевый> спиннинг полегче, а для ребенка это важно. Ну а <средний> тип строя позволяет без напряжения забрасывать приманки разных весов.



ПРИМАНКИ

Я не буду оригинальным и посоветую начать с <вертушек>. Полезно до выхода на водоем провести <лабораторные испытания> блесен в ванне - тогда будущему спиннингисту станет понятнее, как должна вести себя приманка в воде. Также полезно наглядно показать отличия в игре разных блесен и объяснить смысл этих отличий.

Говоря о <вертушках>, стоит, наверное, показать и процесс изготовления таких приманок из подручных материалов. Ведь многие из нас в свое время делали блесны сами, да и сейчас продолжают делать. У десятилетнего мальчишки уже должны быть самые элементарные слесарные навыки: вырезать и довести лепесток и согнуть проволочный каркас ему под силу. Пусть сделанная своими руками блесна будет выглядеть довольно коряво - на ее примере легче нагляднее понять, от чего зависит характер игры таких приманок.

<Колебалки> нам тоже могут пригодиться с самого начала, особенно если осваивать практическую сторону дела ваш подопечный намерен на водоеме, где преобладает щука. А вот с джигами и воблерами лучше повременить. Эти приманки - на для начального периода обучения.



ПОСТАВИТЬ ОСНОВЫ ТЕХНИКИ

Я, помнится, научился сносно забрасывать (и даже рыбу поймал!) уже на первой своей спиннинговой рыбалке. Заполучив на первом же забросе <дежурную> <бороду>, потом уже особых погрешностей не допускал, хотя и осваивал технику по книжке, что, понятное дело, сложнее. Однако я был тогда уже в <сознательном> возрасте и в контроле и советах со стороны взрослых не было особой необходимости. А чем младше ребенок, тем эта необходимость выражена сильнее.

Хотя в наше время стоит говорить только о безынерционных катушках, заброс с которыми осваивается относительно легко, опыт показывает, что проблемы все равно бывают и проблемы весьма серьезные. Давайте остановимся на наиболее существенных из них.

Очень часто бывает так, что момент отпускания лески в ходе взмаха удилищем становится для ребенка камнем преткновения. То получается слишком рано, и тогда приманка падает у ног, то - слишком поздно, и приманка летит куда-то направо и назад. Иными словами, есть проблема попадания блесной в воду_

У одних детей это быстро проходит само собой, у других - может перерасти в комплекс. Если вы видите к тому предпосылки, надо уделить отработке этого момента самое пристальное внимание.

Для начала попробуйте поставить ребенку самый простой маятниковый заброс. Это когда, качнув приманку, как на качелях, в вертикальной плоскости, направляют ее вперед. Дальность такого заброса может быть очень небольшой - даже в пределах пяти метров, но с моментом отпускания лески здесь попроще, а это для нас ценно. Освоив маятниковый заброс, можно переходить к горизонтальному, вертикальному и различным комбинированным их вариантам. В такой последовательности усвоение техники заброса дается легче.

Для детей, да и для начинающих вообще характерна одна техническая погрешность, которая выражается в отсутствии контроля положения лески в районе <тюльпана>. Леска, бывает, навивается одним-двумя оборотами на вершинку - особенно при небрежном обращении со снастью в промежутках между забросами. В таком случае, если ничего не предпринимать, очередной заброс или просто не состоится - приманка никуда не полетит или же полетит, но очень далеко, но уже без лески. Поэтому приучите ребенка перед каждым забросом контролировать положение лески на <тюльпане>. Более надежен здесь не визуальный контроль, а тактильный: когда дужка катушки откинута, а леска лежит на указательном пальце, надо чуть пошевелить этим пальцем. Если вдруг в районе <тюльпана> не все в порядке, это почувствуется.

Еще два технических огреха, которых поначалу избежать очень трудно, связаны уже со стадией подмотки. Ребенок, во-первых, довольно хаотично вращает ручку катушки, во-вторых - вершинка удилища у него сильно <гуляет>.

Мы ведь сейчас говорим главным образом о ловле на <вертушку>, и потому равномерность проводки имеет далеко не последнее значение. Можно порекомендовать держать удилище так, чтобы конец рукоятки был прижат предплечьем правой руки к телу. Так проще зафиксировать положение спиннинга близким к неподвижному. Ну а на равномерность и скорость вращения катушки надо просто почаще обращать внимание, и проблема разрешается сама собой.



КУДА ОТПРАВИТЬСЯ НА ПЕРВУЮ РЫБАЛКУ

Те папаши, что берут своих отпрысков с собою в дельту Волги или на какой-нибудь платный <аквариум>, что за колючей проволокой в Ближнем Подмосковье, надеясь, что этот вариант самый лучший для приобщения детей к рыбалке, допускают очень серьезный просчет. Все может обернуться с точностью до наоборот.

Добившись легкого успеха, ребенок подспудно полагает, что так будет всегда и везде. Но когда за рыбалками в <Эльдорадо> идет рыбалка в гораздо менее рыбном месте, дело заканчивается <пролетом>, который на фоне прежних <достижений> очень сильно бьет по обостренному в юном возрасте самолюбию. Еще один-два <пролета> - и на увлечении рыбалкой можно ставить крест.

Вот почему осваивать спиннинг правильнее всего на том водоеме, что у вас под боком - будь то пруд или речка, даже если вы живете в большом городе и с рыбой в водоеме не все так просто. Пусть ребенок ничего не поймает в первый раз, во второй, третий_ Если у него в крови действительно присутствует испепеляющая страсть к рыбалке, это не помеха. В конце концов поймает - радости будет море! И дело пойдет - не сомневайтесь.

















Константин КУЗЬМИН