Охотникам нужен широкий выбор
Реформы в охотничьем хозяйстве России всегда отставали от потребностей отрасли на 3-4 пятилетки. По-видимому, ничего не меняется, поэтому приведение этого вопроса в соответствие с потребностями сегодняшнего дня реально следует ждать где-то к 2015-2020 гг...

Реалии сегодняшнего дня таковы: произошло очень сильное расслоение населения по материальному достатку. Большинство населения России живет или близко к черте бедности, или за этой чертой.

Вместе с тем значительная часть граждан живет весьма неплохо: на среднем уровне, богато или очень богато. Лет через 10-15, когда должна бы все-таки наладиться жизнь, основная масса населения станет жить гораздо более зажиточно, но это будет все равно намного ниже уровня среднего класса, не говоря уж о богатых людях. Такая ситуация сохранится на ближайшие десятилетия, и поэтому данные обстоятельства обязательно надо учитывать при законотворчестве в вопросах охотничьего хозяйства. Но на практике, к сожалению, этого не происходит, многие правовые акты принимаются, как будто мы по-прежнему живем в условиях развитого социализма и уверенной поступью идем к победе коммунизма. В те далекие исторические времена подавляющая часть населения СССР жила достаточно <ровно> относительно друг друга по материальному достатку и возможностям, а поэтому единые подходы ко всем гражданам страны были вполне оправданы.

Большинство охотничьих угодий в обжитых районах страны тогда закреплялось за областными обществами охотников, а площади охотничьих угодий <общего пользования> постепенно сокращались.

Все охотники платили невысокие и почти равные по сумме членские взносы, невелика и достаточно однородна была плата за путевки и услуги. Общий уровень денежных сборов с населения был невелик (30-50%), а большую часть необходимых средств на ведение охотничьего хозяйства охотобщества собирали от прибыли собственных промышленных предприятий, торговли, налоговых льгот, заготовки пушнины и мяса копытных животных. В настоящее время основную часть доходов у охотобществ по объективным причинам составляют только взносы, путевки и услуги, т.е. платежи населения.

В 1976 г. Госкомцен РСФСР утвердил единый, но дифференцированный прейскурант на охоту, рыбную ловлю и дополнительные услуги охотхозяйств. При этом все охотхозяйства и угодья были разбиты на 4 группы по оплате путевок в зависимости от уровня ведения охотничьих хозяйств и вложений средств на их содержание.

Охотхозяйства занимают:

1 группа (высокоорганизованные) - 10% от общей площади угодий охотобществ;

2 группа (среднего уровня) - 20%;

3 группа (слабые) 70%.

4 группа - это хозяйства, ведущиеся на общественных началах (в основном угодья общего пользования).

Разница цен между хозяйствами 1-й и 3-й групп не превышала 2-3 раз, а в угодьях 4-й группы путевки на охоту выдавались только бесплатные. Этим хоть как-то стимулировалось ведение охотничьего хозяйства на более высоком уровне. Населению были вполне доступны цены в хозяйствах всех категорий.

Установление свободных цен в 1992 г. привело к тому, что практически во всех хозяйствах цены сразу стали примерно одинаковыми, т.е. к <уравниловке>. Но это пока были не рыночные, а социальные цены, которые были значительно ниже их себестоимости. В результате стало совершенно невыгодно стремиться к экономически высокому уровню ведения охотничьего хозяйства, так как дополнительные вложения ничем не могли компенсироваться.

А как применять в одном охотхозяйстве для своих членов общества цены двух уровней: социальные и рыночные?

Возможно, но это не совсем увязывается с равными правами.

Ситуация с членскими и иными взносами в одном охотобществе аналогична: здесь в принципе не может быть социальных и рыночных уровней взносов, так как по уставу любой общественной организации все его члены должны быть равны в правах. Поэтому в любом охотобществе всегда устанавливался только <социальный> невысокий уровень взносов, ориентированный на реальные возможности большинства граждан. В дополнение к этому всегда применялись большие финансовые льготы к малообеспеченным категориям граждан и заслуженным ветеранам. И это правильно.

Однако это не всегда сочетается с реалиями сегодняшней жизни, и нередко случаются курьезные ситуации. Например, приходит платить взносы президент банка или глава богатой фирмы, а мы ему: <У вас льготы, пенсионеры платят только 30%, а различные заслуженные и вообще бесплатно!> То есть опять советская уравниловка. Богатые граждане на общих основаниях получают различные грошовые скидки по оплате, в которых они явно не нуждаются. А нуждаются они совершенно в другом: чтобы подняли охотничье хозяйство на высокий уровень, навели порядок в угодьях, развели ценных животных, создали хороший сервис и чтобы не надо было ехать за хорошей охотой <за тридевять земель>. А для решения всех этих вопросов нужны большие вложения. Но как же можно в едином охотобществе получить большие вложения от состоятельных граждан при соблюдении равных прав их членов? Это невозможно. Меценатство и пожертвования существуют, но это же не система. Один и тот же членский взнос, например, в 200 рублей, для одних высокий, а для других просто смехотворный.

В этом заключена одна из серьезных причин кризиса нынешних охотобществ, когда при новых рыночных условиях в охотобществах вынуждены объединяться совершенно разные по достатку и возможностям граждане. К тому же цели, потребности, требования, запросы, да и личные качества разных категорий граждан также совершенно различны.

Пожилому небогатому местному охотнику достаточно за минимальную плату около дома 2-3 часа с ружьишком за утками походить, а другим охоту на копытных, обслуживание, охотбазу подавай (причем одна и та же охотбаза для одних будет недостаточно комфортна, а для других недопустимо дорога и роскошна). В государственном резервном фонде решить вопрос повышения уровня ведения охотничьего хозяйства в свете указанных причин вообще невозможно. Любой гражданин там может получить бесплатный государственный охотничий билет, не отрабатывая и не платя компенсацию за неотработку, получить по единой цене государственную индивидуальную лицензию и охотиться. Уравниловка полная. Но откуда тогда брать деньги на ведение охотничьего хозяйства?

С 1995 г. на основании Закона РФ <Об общественных объединениях> плодятся новые альтернативные охотобщества, созданные совершенно на тех же условиях, что и традиционные. Толку от них никакого, так как они объединяют граждан по тем же территориальным или профессиональным признакам. Тем самым инициативные и предприимчивые люди создают сами себе новые руководящие места и тысячами переманивают к себе плохо ориентирующихся в этих вопросах охотников-новичков из традиционных охотничьих организаций. Угодий у них нет, тратиться особо не на что, но даже если бы за ними и закрепили угодья, то вели бы они их ничуть не лучше, чем традиционные охотобщества. Создание таких охотобществ ситуации к лучшему в целом не меняет, а то и ухудшает.

В последние годы как в составе охотобществ, так и самостоятельно создаются по инициативе состоятельных граждан различные <неформальные> охотничьи клубы по производственно-профессиональному признаку, по охотничьим интересам и по состоятельности их членов. Цель - добиться совместными усилиями лучшего удовлетворения своих потребностей в охоте, рыбной ловле, отдыхе и сервисе. Численность их, как правило, невелика, до нескольких десятков членов. Это совершенно недостаточно для самостоятельного ведения охотничьего хозяйства. Но и в составе охотобщества (тем более на базе госрезервфонда) они нормально работать не могут, поскольку клубные интересы сплошь и рядом не совпадают с интересами охотпользователя, а результаты их труда и вложений бесследно растворяются в <общих> угодьях, в которых на равных условиях могут охотиться все остальные члены охотобщества. Права распоряжаться в угодьях у руководства клуба нет.

Поэтому реально есть смысл в создании новых альтернативных охотобществ с правом выдачи удостоверений на право охоты лишь по материальному достатку объединяющихся граждан, например, с членскими взносами по 100, 500, 1000 долларов США. Целесообразно также создание охотобществ при богатых предприятиях и фирмах, которые могли бы стабильно вкладывать собственные большие средства в ведение охотничьего хозяйства.

Интерес к созданию подобных охотобществ сейчас есть у многих солидных фирм и состоятельных граждан, но сдерживает исключительная сложность в получении охотничье-рыболовных угодий. Как ни колоссальны и необъятны просторы России, а <лишних> угодий, оказывается, нет! Поэтому такие вновь созданные перспективные охотобщества должны законодательно иметь приоритетное право на соразмерное выделение им по разработанным нормам угодий, но на небольшой срок (на 5-10 лет). В основном для интенсивного разведения копытных животных и дичи. Дело в том, что, в отличие от традиционных охотобществ с высокой численностью их членов, где десятилетиями уровень ведения охотничьего хозяйства остается хоть и невысоким, но очень стабильным, динамика развития <элитных> охотобществ может быть гораздо более неустойчивой. Эти элитные охотобщества могут за несколько лет и расцвести, и запросто лопнуть (вспомните <время закрывать банки>, <черный вторник>).

Если же выделенные для них угодья ведутся в соответствии с заявленными высокими предварительными обязательствами, если охотобщество незаметно не превратилось в частное предприятие и выполняются все условия арендного договора, то этот договор (долгосрочная лицензия на охотпользование) должен автоматически продлеваться на новый срок.

И вообще не надо бы сейчас, в переходный период, закреплять огромные территории угодий за одним охотпользователем на очень большой срок - это потом создаст большие трудности и на десятилетия затянет введение необходимых реформ. Ведь ключевых вопросов в законе <Об охоте> всего два: охотбилет и охотугодья. Кто распоряжается этими вопросами, тот и король охотничьего хозяйства. Не надо создавать монополий ни по одному, ни по другому вопросу. Надо создавать разнообразие форм и методов ведения охотничьего хозяйства, расширять возможности охотника в его праве выбора.

Но еще один очень важный, прямо-таки ключевой вопрос охотничьего законодательства, который как-то выпал из сферы рассмотрения или разработан явно недостаточно. Это вопрос о правах охотника в условиях новых рыночных отношений.

Ну кто такой сейчас охотник - затравленное и бесправное существо, полностью зависимое от чиновников, бюрократии, охотничьих организаций, властей всех уровней. Ну какой сейчас рынок в охотничьем хозяйстве? Очень однобокий и уродливый, только дискредитирующий рыночные отношения в глазах населения. У кого угодья - у того и все охотники в кулаке зажаты. Охотпользователи - сплошные монополисты. А охотугодья охотпользователю не охотник, а власть дает. Захочет - даст, захочет - отберет. Какие условия для охотника охотпользователь установит, такие и должны безропотно принимать охотники. Не хочешь - уходи. А выбор-то небольшой: или к другому монополисту, или в охотобщества, у которых угодий нет...

А ведь в основе нормальных рыночных отношений должна быть не власть, не предприятие, не производитель, а Его Величество Потребитель, клиент, и реальное создание ему широких возможностей свободно выбирать из лучшего. Цивилизованные рыночные отношения, нормальная конкуренция должны предполагать, чтобы были созданы многочисленные и разнообразные охотничьи организации, которые должны всячески заботиться об интересах охотника и бороться за него. Охотничьи угодья должны соразмерно и своевременно выделяться охотпользователям (как старым, так и новым), в соответствии с их возможностями, целями, эффективностью их работы, а также нормами угодий на одного охотника.

Сейчас в законодательстве нет такого механизма, чтобы реализовать такой порядок, но он обязательно должен быть создан! Чиновникам и охотничьим организациям такого порядка не создать никогда, так как это противоречит их интересам.

Несколько примеров. Вот раньше строили всего одни магазин на всю округу - не хочешь, не бери, а сейчас в этой округе десятки торговых точек. В выигрыше- клиент!

Раньше участки автодороги директивно закреплялись за одной территориальной дорожной службой, а сейчас можно по жесткому конкурсу пригласить любую службу, а нерадивым отказать. В выигрыше - клиент!

Раньше всех жильцов директивно закрепляли за определенным ЖЭКом, а вот по жилищной реформе жильцы уже сами смогут закрепляться за любым ЖЭКом и уходить от не оправдавших доверие. В выигрыше - клиент!

Охотник тоже клиент. Для создания аналогичного положения в охотничьем хозяйстве, полностью соответствующего цивилизованным рыночным отношениям, каждый охотник должен быть не только <носителем> своей доли членских взносов в охотничьих организациях-монополистах, но и своей доли площади охотугодий спортивно-любительского назначения в субъекте федерации. Куда захочет, туда должен иметь возможность <отдать> свою долю. А примерную норму угодий на одного охотника должна утверждать администрация субъекта федерации с учетом качества угодий.

Любые охотничьи организации (общественные, государственные, частные), привлекшие больше охотников, должны автоматически иметь законодательное право на перезакрепление за ними большей площади или лучших угодий.

Вот тогда все охотничьи организации гораздо в большей степени будут зависеть от охотника и будут заинтересованы в охотнике, будут заботиться и бороться за него. Появится механизм для создания самых разнообразных и дееспособных охотничьих организаций и предприятий с разными целями, возможностями, сервисом. И не только для богатых, а для всех слоев населения. А право выбора будет за охотником: в какую охотничью организацию идти (общественную, элитную, частную, государственную и т.д.) и какой охотничий билет брать.

Основной аргумент в пользу введения единого государственного охотбилета - это невозможность лишения права охоты за злостное браконьерство (за мелкое правонарушение охотбилета не лишают). А зачем вообще охотника лишать охотбилета?! По новому УК РФ за первое уголовное правонарушение должен как минимум налагаться штраф от 200 до 500 МРОТ (это кроме иска и конфискации). Это же в сотни раз серьезнее и дороже, чем лишение охотбилета. А заядлый охотник будет и без билета охотиться, а браконьерить по-крупному что с охобилетом, что без него - спрос один.

Евгений Ершов Сегодня астрологический гороскоп получите от астрологов